Менструировать на Матка Fest!

Менструировать на Матка Fest!

В столице Удмуртской Республики прошёл Матка Fest – фестиваль, посвящённый теме месячных и всему, что с ними связано. Я о нём узнала задолго до появления афиши в публичном доступе, так как знакома с организаторками из феминистской инициативы “Корзина“, с ними вместе фест делали также участн_ицы ижевского проекта “Культяпка“. Тогда же я и загорелась идеей поучаствовать в этом ивенте не только как гостья, но и как волонтёрка. Это был мой первый опыт соучастия в фемдвиже в другом регионе, чем я очень вдохновлена и горда. Мероприятие на такую важную табуированную тему прошло в России не впервые. Например, калининградские феминистки делали фестиваль менструации 8 марта этого года, но для Удмуртии этот фест был точно уникальным.

Мне мечтается, что однажды и мы в Уфе поднимем важную и нужную тему месячных, а вообще, каждому региону – по Матка фесту!

Вход на ижевский ивент был бесплатным, но всем желающим прийти нужно было заполнить небольшую анкету. Моя задача, как волонтёрки, была в том, чтобы проверять зарегистрировавшихся участниц и участников, просматривать их соцсети на предмет условной безопасности и рассылать им билеты. Я это делала вечерами после работы, и в какой-то момент мне хотелось крикнуть “горшочек, не вари!“, потому что люди регались и регались, их количество перевалило за 200, и я подустала от процесса верификации, но в то же время радовалась большому вниманию житель_ниц Удмуртии к Матка фесту! И не только Удмуртии: кроме меня и моей спутницы из Уфы, на фестиваль приехала, например, и наша знакомая активистка из Екатеринбурга. Кстати, эти выходные были интересными не только в Ижевске, а Казани, например, в этот же день проходил ежегодный ФемШабаш от активисток “Фемкызлар“, а в Калининграде – вечеринка “Лунный бал“ от местных художниц.

Матка Fest был открытым и инклюзивным, то есть на него могли прийти все заинтересованные люди вне зависимости от их гендера.

И да, я была впечатлена количеством зарегавшихся людей, потому что на наших фем ивентах о таком внимании остаётся только мечтать. Ставлю на то, что организаторки очень сильно промоутили свое детище. По инсайдерской информации активистки рассылали письма в учебные заведения Ижевска, а в некоторые, после согласования с их руководством, приходили и анонсировали Матка фест. По-моему, очень круто придумано: классный способ как пробивать инфо-пузырь и добираться до потенциальной целевой аудитории. Кроме того организаторки много с кем наладили партнёрство: например, на фесте можно было бесплатно взять брошюры, которые они сделали совместно с представительницами “yoyuu“.

Этот ижевский бренд создаёт менструальные трусы, чаши, а также занимаются просвещением женщин* в области их здоровья.

Благодаря коллабу с местными эко-активистками на Матка фест можно было принести и сдать стекло, пластик, бумагу, металл и ненужный текстиль. Для этого в специальном месте стояли контейнеры от организации “Давай меняться“. Также на ивенте не было одноразовой посуды, а для воды и чая использовались многоразовые, которые принести активист_ки ижевской инициативы Junkl, занимающейся переработкой отходов. Разнообразный мерч на Матка фесте продавала представительница благотворительного проекта “котик на заборе“, который помогает бездомным животным. Вместе с книжной лавкой “Кузебай“ организаторки разыграли комикс о женской телесности. В общем, было много крутого сотрудничества со смежными городскими инициативами. Кстати, не всем пришлась по душе информация, что в Ижевске пройдёт Матка фест. Зафиксируем попытки противодействия: за неделю до ивента какие-то хейтеры взломали группы оргов в Вк, удалили в них все посты и забанили рекламный кабинет, а другой недоброжелатель – местный режиссёр-мизогин расчехлился в комментариях, обозвав ивент “фемским экстремистским мероприятием“ и угрожая доносом в Администрацию.

Но и без этого организаторки много внимания уделили вопросу безопасности на Матка фесте.

С одной стороны, были анкетирование и верификация зарегистрировавшихся, а также на входе стояли люди, которые отвечали за фейс-контроль, с другой стороны, на самом мероприятии был safe space. Если участницы почувствуют себя тревожно или как-то иначе плохо, то они могли обратиться к волонтёркам сейф-спейса, которые были готовы оказать первую медицинскую помощь и дать психологическую поддержку – об этом орги писали в телеграм-канале ивента. Этот момент меня впечатлил, поставила себе галочку порасспросить организаторок об этом подробнее. 

На Матка фесте была приятная атмосфера в том числе за счёт определённого уровня освещения и продуманного оформления.

Никакого яркого света, только приглушённый, который создавал ощущение защищённости, укрытости чем-то тёплым. Экран был драпирован белой тканью как полог с красными плетёными вставками в форме матки, на перекладинах под потолком расположились мягкие игрушки, а стойки микрофонов были оформлены алыми розами. Также была создана чайная зона, где мастерица Анастасия Шляпникова посвящала желающих в чайную тему с дегустацией.

Глядя на всё это через призму своей фем-организаторской идентичности, я подумала, что создатель_ницы ивента проделали огромную работу.

Ну и было приятно, что мы, иногорородние, тоже чем могли помогли. Первое время и я моя любимая спутница стояли у входа в зал и проверяли билеты, но потом я ушла слушать лекции, а Мәрьям захотела остаться на ресепшн, и вместе с другой волонтёркой феста они продолжили запускать людей в зал.

Первой выступала акушерка-гинекологиня Екатерина Бакаева с темой “Что такое менструация, почему её не нужно бояться? Норма и патология менструального цикла“. Этой лекторке, кажется, задали больше всего вопросов после её выступления. Я спросила про сакраментальное: “Могут ли быть негативные последствия для здоровья человека с маткой, если он/она/они не будут использовать свои репродуктивные органы для размножения?“, на что получила вполне корректный ответ, что нет. Из этого я сделала вывод, что специалистка – фемфрендли, и репродуктивным давлением не занимается. Кстати, можете пользоваться этим вопросом как тестом для выяснения какая специалистка перед вами, и стоит ли с ней иметь дело. Правда, лекторка в своём выступлении дискриминационно высказалась в сторону интерсек-людей, на что одна из организаторок сразу обратила внимание и сообщила собравшимся, что орги категорически не согласны с такой позицией. Такая оперативная реакция меня тоже восхитила. Дальше был мастер-класс от ижевской психологини Гульназ Амерхановой на тему стыда и вины, откуда берётся эта эмоция, что с ней делать и надо ли? Актуальность темы тоже соточка, поскольку стыд и месячные идут рука об руку.

Стыд окутывает тему месячных так плотно, что некоторые люди с маткой могут всю жизнь прожить, ни разу не использовав слова месячные/менструация, потому что многие в силу патриархальной культуры стигматизируют и патологизируют это физиологическое явление. А ведь избавление от навязанного нам стыда – часть нашего пути к освобождению.

Так что я очень удачно (нет) привезла на Матка фест свои месяки. Это был второй день истекания кровью – обычно самый тяжёлый. И было символично, что я слушаю лекцию и чувствую, как кровавое месиво моих яйцеклеток прямо сейчас начало преодолевать барьер в виде менструальной чаши и вытекать! (то есть чаша снова плохо раскрылась). К счастью, у меня была вторая защита – менструльные трусы, спасибо, прогресс! и партнёрке, которая мне их подогнала за пару дней до поездки.

Третью лекцию я ждала больше всего, поскольку она была посвящена удмуртской культуре. Считаю, что региональный уклон, а лучше даже не просто уклон, а погружение – это замечательная часть любого фем-движа, коль он происходит в регионе, тем более в национальной республике.

Кенос, свобода и запреты: девичество в традиционном удмуртском обществе“ называлось выступление Анастасии Шумиловой, филологини, журналистки, авторки телеграм-канала “О чём поёт вотячка“, а также популизаторки удмуртского языка и культуры. Анастасия говорила про тему месячных в контексте традиционного удмуртского общества, о том как проходили пора девичества, менструация и беременность у удмурт_ок. Дальше был был стендап от ижевских комикесс Елены Соловьевой и Ирины Рожкиной, где тоже была затронута тема месячных в том числе. В общем, спикерская часть состояла из местных приглашённых (а это очень важно, считаю), а все выступления так или иначе касались темы фестиваля. Орги к тому же вели трансляцию феста в Вк, и по инсайдерской информации её посмотрело около 800 человек.

Отдельно меня впечатлила арт-инсталляция в виде стены из красных ленточек.

Ленты из лоскутов – часть обрядовой культуры удмурт_ок. По задумке организаторок каждая ленточка символизировала одну женщину, и, связывая их, мы символически создавали подружество, сестринство, женское сообщество. Собственно то, к чему призывает феминизм – формирование женской группальности на основе солидарности и взаимоподдержки, отринув мизогинию и прочие патриархатные тенденции. Одну ленточку я забрала себе на память с автографами организаторок. Была ещё интерактивная зона, посвящённая теме боли: участницам предлагалась поделиться своими ощущениями при месячных, оценить и описать уровень боли в разные дни и повесить стикеры с этой информацией на стену. Смысл этой инсталляции вижу в том, что мы не одни со своей болью, и можем о ней рассказать подруга подруге, имея схожий опыт проживания тех или иных явлений, обусловленных нашей физиологией.

Навык просить поддержку у безопасных нам людей – важный момент в феминизме, заточенный под наше выживание в сами знаете каком мире.

Дальше по программе был музыкальный блок: выступали музыкантки независимой сцены из Ижевска Два человека, Безобразие, Ласка, а также Отхода (Навои, Узбекистан) и Маша Блинова (Санкт-Петербург). Но это музыкальное благолепие пришлось пропустить, так как нас, уфимок, ждал обратный автобус до Башкортостана и рабочий понедельник на следующий день. А Матка фест останется в моём сердечке надолго, и, возможно, у меня получится записать с людьми, всю эту радость организовавшими, выпуск подкаста “Феминизм в регионах“!

Фото:от Гоши и Настика.

 

Ева Айсын