Весенний Зюраткуль (сложный)

Я была на хребте Зюраткуль два раза, и наивно ожидала, что и этот поход на него будет несложным, поскольку свои предыдущие восхождения я помнила именно такими. Но сейчас, после третьей вылазки на эту высоту, понимаю, что гора-то может быть одной и той же, а вот поход может быть совершенно другим. К тому же поездка на гору – это не только взойти на вершину и сойти. Это и путь от Уфы до нужной местности/национального парка, это и поиск забронированного жилья и заезд в него, там же и коммуникации с незнакомым человеком-хозяйкой жилья, и собственно само восхождение на вершину и спуск, а потом ещё обратный путь до дома – на всё это уходит много физических и моральных ресурсов. И если ты за рулём, то нагрузки будет вдвое больше.

Да, в аналогичном походе могут сработать совсем другие факторы, чем в предыдущие разы, а при их неудачном раскладе они могут существенно усложнить на первый взгляд простую задачу. Одним словом, реальность подкинет такие испытания, которых не было раньше, либо они частично были, но ты о них позабыла.

Перед поездкой я перечитала свои статьи про Летний Зюраткуль и Зимний Зюраткуль, и тем более не ожидала чего-то очень тяжёлого, но этот поход стал самым тяжёлым в моей походной истории. Череда неверных выборов и решений привели к ряду преград, которые нашей группе пришлось преодолевать. То есть мы потратили намного больше сил и ресурсов, чего можно было избежать при лучшей организации похода и правильных выборах. На следующий день после приезда, в свой рабочий понедельник, мне было впервые плохо после похода – сильная слабость, низкое давление, штормило и подташнивало. Делаю вывод, что я морально и физически перегрузила себя.

Заметка на будущее: совершить 5-тичасовый поход с восхождением на заснеженный хребет + ехать 6 часов за рулём домой – это слишком много для одного моего дня. Лучше закладывать на такие активности больше дней, чтобы нагрузка распределялась равномернее.

Итак, наша компания, состоящая из четырёх женщин, выехала из Уфы в 08.30 утра. Для подстраховки я включила навигатор, но после посёлка Сим это устройство проложило нам маршрут через город Сатка, предлагая мне сойти с трассы М-5. Визуально этот маршрут (красным) кажется длиннее, но я подумала, что, вероятно, по этой дороге ехать придётся не дольше, ведь это не трасса, а значит нет караванов фур, которые часто замедляют движение (двухполосность дороги часто не даёт возможность обогнать их без риска) Сейчас думаю, что в другой раз я бы не стала ехать по выбору навигатора. Такое ощущение, что времени мы потратили больше, чем если бы ехали по трассе.

К тому же такой выбор навигатора мог быть связан с моим следующим проёбом: оказалось, что я вбила в него пункт назначения “Национальный парк Зюраткуль“, уверенная, что дорога приведёт нас к посёлку Зюраткуль. Но каково было моё/наше удивление, когда мы, повернув с трассы и по ухабистой доехав до шлагбаума, узнали от сотрудницы нацпарка, что мы не туда приехали. Что отсюда тропы идут до других вершин – Уван, Нургуш, Москаль. В этот момент мы дружно поняли, что сегодня на хребет не попадём.

Вывод: если вы собираетесь на озеро, хребет или посёлок Зюраткуль, то в навигатор нужно вбить именно “поселок Зюраткуль“, а не национальный парк. Неочевидная мысль: нацпарк огромный, и входы в него могут быть с разных точек.

Так, в субботу мы, уставшие от долгого пути, добрались наконец до посёлка Зураткуль и заселились в домик. Вечер провели за разговорами и настолками, готовкой ужина и добыванием воды из скважины. Перед сном немного погуляли по льду озера. На следующий день с утра позавтраками и, выселившись из жилища, поехали к начале тропы на хребет Зюраткуль, оставили у инфостендов авто и дальше пошли пешком. Летом большая часть дороги до хребта оборудована дощатым настилом, а в апреле он скрыт мощным слоем снега. По утоптанной дорожке идти было не сложно, мы чекали метки на деревьях и всё было ок, но через какое-то время мы дошли до участка, где снег начал таять, и наши ноги ступили на водянистую поверхность. Ещё труднее стало ближе к вершине, где утоптанную тропу стало труднее находить, а без неё ноги просто проваливались по колено в снег, а местами и по бедро.

Курумник тоже стал нелёгким препятствием: зимой он опаснее, чем летом, можно наступить на непрочный слой снега между камнями, упасть ногой в щель и повредить конечность.

Пройдя зону курумника мы не смогли пройти дальше, потому что тупо не нашли тропу, как бы её не искали, проверяя разные варианты. Мы надеялись, что группы турист_ок до нас эту тропу проложили, но либо их не было, либо их следы замело снегом. К этому времени мы изрядно продрогли и намочили ноги. Не у всех были непромокаемые перчатки, а при карабканьи по заснеженным курумам пряпичные быстро отсырели. Сделав пикник на курумнике, мы посовещались и решили сворачивать обратно, к тому же до вершины оставалось чуть-чуть, и можно было считать, что до хребта мы добрались. Перфекционизм был повержен гибкостью и самосохранением, ура! Путь обратно был нелёгким: тело переохлаждалось, в обуви хлюпало, ноги и руки мёрзки, да и общая заёбанность сказывалась. Но нас, как маяк в ночи, манил термос с горячим чаем и сухие носки в машине.

Итак, запомнить: в зимний поход нужно брать непромокаемые перчатки и что-то типа непромокаемых гамашей-фонариков на ноги, чтобы снег не заваливался внутрь обуви и не мочил штанины, либо взять запасные штаны, носки и обувь с собой на гору. Ну и моя идея надеть весеннюю куртку была ошибочной. Всё же теплая городская погода остаётся в городе, а в горах весной – всё ещё зима, а жар костей не ломит, как известно.

Нам очень повезло, что в этот день не было осадков, проходить маршрут под снегом или дождём было бы ещё мучительнее.

Что мне помогало все эти два дня в тяжёлые минуты – так это моё поддерживающее окружение: мы старались не раскисать, не корили друг друга за проёбы, а говорили слова поддержки, подбадривали, поддерживали – и это было очень тепло и подружественно. Поняла, что в минуты тягот вербальная поддержка очень важна, и может быть топливом, на котором преодолевать трудности становится проще. Даже хозяйка жилища по имени Валерия оказалась поддерживающей, и её спокойные слова по телефону тоже мне помогали во время нашего скитанья по неверному маршруту. Женщина терпеливо ждала нас, корректно коммуницировала и не добавляла никаких дискомфортов. И вы будете смеяться, но когда по приезде я восстановилась физически, то мне снова захотелось в поход! Так что надеюсь, что в этом сезоне они ещё  будут, но не такие тяжёлые.

Кажется, мой текст получился мрачноватым. Поэтому с разрешения другой участницы похода – Улитки оставлю здесь и фрагмент из её позитивно-поэтического текста, взгляд с другой стороны:

“….отправились мы 13го апреля в 8 утра на по-бунтарски красном мустанге по так называемой ‘трассе смерти’ (м5 к востоку от уфы страшно узкая и богатая на аварии). но, к счастью, мы ехали спокойно, любовались на холмы, деревья, реки, всё ещё такое по-ранневесеннему тускловатое, но уже кое-где пробивается зелёная поросль, и это какое-то необыкновенное ‘очучение’. проскочили по кусочку челябинской области, мимо сима, перекусили на берегу юрюзани, проехали сатку (жаль я не сфоткала набережную, она была чудесна в своей причудливости – завод с пузатыми чернёными корпусами, деревянная церквушка, разноцветные красочные домики а-ля брюгге, значит ещё туда вернусь!) и давай искать по карте национальный парк зюраткуль… […]

… дошли до указателя, возле которого тропа стала почти незаметная, и начинался непосредственный подъём на хребет. искали метки на деревьях, прощупывали слой снега, как только начинаем проваливаться – ищем другое направление. в процессе я таки использовала недавно скачанный птичий шазам и определила по пению сразу двух милах! чёрного дятла и ивовую синицу (вторую мы даже увидели на ветке, такая красавица!) ждать резкого увеличения крутизны склона долго не пришлось -вмиг уже ищем уступы и хватаемся за стволы деревьев, помогая себе подняться. и вот он – курумник (скопление каменных остроугольных глыб), начали карабкаться и по нему, для меня это чувствовалось феерично! я была подобна ловкой горной козе и так задорно (и осторожно, само собой) взбиралась и совсем не чувствовала усталости! будто мои суставы вмиг исцелились и стали невероятно гибкими. а на вид с хребта оглянёмся все вместе – на эти могучие остроконечные деревья, открывающуюся долину, обрамлённую голубыми горами и с озером в форме эдакого чудного колибри – и дух захватывает, и жить хочется, и осознаёшь, что мы оказывается такие сильные, такие смелые и замечательные!! (а у меня как раз на тот момент антидепрессант закончился, считаю прекрасная ему замена вот это чувство!)…“