В поисках Карандаша

На гору Карандаш на Среднем Урале я хотела попасть ещё летом, когда подруга предложила это направление для похода. Ещё летом нашла и забронировала домик в близлежащей турбазе, но потом из-за череды неудач – семейных неурядиц, ОРВИ и дождливых недель в том районе, где расположена гора, мне периодически  приходилось откладывать поездку, и случилась она только в разгар осени – в конце сентября, и уже с другим составом участниц, чем планировалось ранее. В 7 утра в субботу мы втроём выехали из Уфы. Ехать по трассе м5 Уфа-Челябинск – то ещё удовольствие. В каком-то смысле – это медитативный процесс, потому что М5 в этом промежутке – это двухполосное шоссе, где много участков с запретом на обгон или с плохой видимостью из-за изгибов трассы, и получается, что самое оптимальное – это не рисковать (простонародное название этой дороги – “трасса смерти”), а пристроиться за какой-то фурой, которых там много, и хорошо ещё, если она едет хотя бы со скоростью 90 км/ч.

С учётом дорожной ситуации, закладывайте на дорогу больше, чем вам говорит навигатор. Мы только через 5 часов мы приехали в деревню Александровка Кусинского района Челябинской области и поехали в сторону Карандаша.

У моих спутниц были скачанные приложения с картой и навыки ориентирования на местности,  поэтому мои опасения, что на поиски горы придется потратить много времени (и, возможно, совсем её не найти), не сбылись. Тропа до вершины хоть и не маркирована, но относительно прямая. Поэтому благодаря опытным спутницам мы дошли до места назначения часа за 2.

Гора Карандаш – не самый популярный туристический маршрут, как, например Айгир, Иремель или Таганай, то есть верениц мимо проходящих турист_ок здесь вы не увидите.

На пути мы встретили только трёх лесников на машине, один из которых, как будто напрашиваясь на комплимент, рассказал, какие они соорудили хорошие настилы по ходу тропы. Действительно, на дороге мы периодически видели свежеструганные деревянные мостики в тяжело проходимых местах дороги с обилием грязи, которая образовалась в том числе из-за езды гусеничных лесовозов, взрыхливших землю. Наш маршрут напоминал полосу препятствий в виде грязевой каши. Немного жалела, что не надела сапоги и не взяла запасные штаны, взамен забрызганных. Но зато радовалась, что взяла скандинавские палки, которые помогали мне не потерять устойчивость на скользкой поверхности.

Ближе к вершине нам стали попадаться небольшие глыбы чёрного цвета. Это та самая порода израндит, из которого состоит гора Карандаш, она же – Кара таш (“чёрная гора” с башкирского языка).

Израндит крошится, чем напоминает графит. Этот минерал был обнаружен 45 лет назад близ притока реки Изранда, что протекает у подножья горы Карандаш, отсюда и его название. В некоторых статьях можно встретить информацию о том, что Карандаш – самая древняя гора на планете. Пишут, что она якобы сформировалась 4,2 миллиарда лет назад. Это миф, который развеян геологами, и там заковырка такая: сам израндит – древняя порода, и по мнению специалист_ок его возраст составляет около 2 миллиардов лет, и он есть в составе щита, ставшего позже основной Уральских гор. Но возраст Уральских гор – примерно 200 миллионов лет, соответственно, и гора Карандаш никак не могла сформироваться задолго до появления геологического щита, на котором она уместилась впоследствии, таким образом, возраст Карандаша не превышает 200 миллионов лет [

Высота горы Карандаш около 600 метров. С её вершины открывается вид на Таганай и  другие вершины Южного Урала.

Там, как ориентир, стоит металлическая вышка, на которой висела гирлянда из разноцветных флажков с надписями. В общем, гору уже захватили буддист_ки. Выгуглила, что эти флажки называются “Лунгта“, что значит “Конь ветра“. На нитях с флажками чередуются пять цветов, символизирующих разные стихии: красный (огонь), белый (ветер), синий (небо), жёлтый (земля) и зелёный (вода). В центре флажков расположена картинка того самого ветреного коня Лунгта, а вокруг написаны мантры на санскрите.

На обратном пути мы собирали дары тайги в виде грибов, потом съели их, сварив с гречкой и тушёнкой. В турбазе “Ясная поляна” мы оказались единственными постоялицами. Взяли баню, и девчатами прямо из сауны выбегали и прыгали в чан с холодной водой. На следующий день на обратном пути заехали в село Кусы – райцентр Кусинского района, и я за компанию побродила по заброшкам. Мои спутницы оказались заядлыми любительницами заброшенных зданий и искательницами старинных вещиц. А потом ещё, по пути домой за обсуждением книг, выяснилось, что “Бог мелочей” – это любимая книга всех нас! В общем, классная была поездочка.