Поход на Айгир

Много раз слышала про Айгир – популярное место у походников, и была уверена, что это название горы. Но оказалось, такой горы нет и в помине, что так называются жд-станция, маленькая деревушки рядом с ней и речка, протекающая там же. Но наш трёхдневный поход в горах Белорецкого района Башкортостана начался даже не с Айгира, а с Белорецка.

День первый – гора Малиновая (хребет Малидак), высота 1152 м над уровнем моря.

У этой горы три вершины, мы выбрали самую высокую – гору-тысячник. Находится она рядом с городом Белорецк. К ней можно попасть через Малиновую улицу, которая упирается в деревню Отнурок, там мы оставили машину. Обработали себя репеллентами от клещей, взяли всё необходимое и тронулись в путь. Рассчитывали, что за день доберёмся до вершины, вернёмся обратно, и успеем попасть на инзерскую электричку до приюта Айгир, где забронировали жильё (забегая вперёд скажу, что так полагать было очень наивно).

Отойдя метров на 50 от машины, наткнулись на речку, которую пришлось переходить вброд, сняв обувь.

Вода была до колен, но ледяная, и это был мой первый стресс на этом пути – думала, что свалюсь с судорогами, но всё обошлось десятисекундной немой паникой. Следующий приступ паники случился, когда мы начали подъём по склону (никогда такого не было, и вот – опять!) Я застала зарождение этого чувства и с любопытством за ним наблюдала – тот самый иррациональный страх, липкой паутиной накрывающий душу. Из каких глубин он возникает? Вспомнила похожее: в пять лет мама оставила меня дома одну и ушла в магазин, а мне было очень жутко, и я выбегала каждые 10 минут на дорогу смотреть, не идёт ли она.

На этот раз, кажется, всё было из-за того, что я не видела на склоне людей, кроме нашей маленькой компании из четырёх человек. И это было впервые и оттого необычно.

В других походах рядом всегда были другие люди, было оживлённо, был обозначенный вход на территорию нацпарка или заповедника, смотрители, информационные щиты и прочее. Здесь – всё дико, и ни одной живой души. Оптимизма не внушала и мысль о медведях. После лекции Михаила Кречмара эта проблема стала для меня более явственной и менее фантастической. Вот уж точно – “умножающий знание умножает печаль“. Ахах. Успокаивало то, что на деревьях были частые метки, обозначающие туристическую тропу, а значит была надежда, что шанс встретить на ней дикого зверя минимальный.

Читала, что метки на этом маршруте делали уфимские блогеры. Просто чудесно, респект.

Вскоре паника меня оставила. К тому же нам встретились люди, идущие с горы навстречу. Меня радовали подаренные мне палки (для скандинавской ходьбы), которые я давно хотела заполучить. Отличная штука в походе, что и требовалось доказать: это плюс 50 к скорости при подъеме и плюс 100 к устойчивости при спуске и на скользких участках дороги, которых было много во второй день похода после дождя. Все три дня носилась с ними по горам как зюскиндовский дядюшка Зоммер. К  тому же при ударе палок друг о друга создаётся гулкий шум, которым можно отпугивать медведей, которые, как известно, имею острый слух, пугаются всех неестественных для природы звуков. Но всё же надо бы купить свистки.

По пути на Малиновую можно увидеть родник. Но лучше на родники не надеяться, и брать воду с собой в большом количестве.

Подъём на гору занял 2,5 часа. И вот – мы на вершине!

Перед глазами открылось бескрайнее море тайги, и снова родилась в голове мысль “Неужели мы всё это прошли?“. Обратная дорога была влёгкую омрачена мыслью о предстоящем переходе той речки с ледяной водой, но на счастье нам встретился житель деревни на лошадиной повозке, который любезно нас переправил. От денег он отказывался, но мы убедили его взять нашу сотку  в знак благодарности. На электричку до станции Айгир мы, конечно же, не успели, так что пришлось искать жилье на ночь в районе Инзера. Места нашлись в придорожной гостинице “Урал“ (750 р с человека). Годное место, как оказалось. Этих мягких кроваток нам потом в приюте “Айгир“ очень не хватало, ахах.

День второй – гора Уфа (хребет Караташ), высота – 920 м над уровнем моря

Пишут, что до недавнего времени года была безымянной, потом инициативная группа туристов решила дать ей имя Уфа.

С утра доехали до станции Инзер, где оставили машину во дворе местного жителя (его телефон подруга нашла в интернете). Можно было оставить у жд-вокзала, как делают многие туристы, но мы решили подстраховаться (200 р за стоянку). В электричке, в народе называемой “кукушкой“ (видимо, за то, что состоит всего из одного вагона) до станции Айгир ехать всего около 20 минут (30 рублей за билет). Приют Айгир – двухэтажный дом, что-то вроде общежития, расположен в 5 шагах от станции (700 р в сутки с человека). На дверях каждой комнаты – табличка с названием какой-то уральской горы и её высотой. Про многие из них я вообще не слышала. Разместившись и позавтракав, отправились на пик Уфа. Погода хоть и была ясная, но только мы вышли на  тропу, как начался град. Дорога и без того была грязная слякотная после ночного дождя. Сто раз пожалела, что у меня нет резиновых сапог. Но навязчивое ощущение сырой обуви меня вскоре оставило. Если долго идти по тропе, то впадаешь в состояние медитации, достигая ощущения тишины внутри.

Пик Уфа – это огромный скальный массив-останец, возвышающийся над остальной частью хребта. Хорошее, наверное, место для тренировок в скалолазании.

Ближе к вершине горы с метками стало напряжённее. Подъём стал резко крутым, и пролегал через курумы. А курумы опасны тем, кто могут быть шатающимися. Глядя на такое, всегда вспоминаю своего однокурсника, который погиб от падения глыбы на малом Иремеле.

Мы поднялись на вершину по краю: более-менее пологой части. И рисковый подъём, конечно, стоил того.

Когда мы вернулись в приют, один из постояльцев удивился, что мы ходили на пик Уфа одни. Подразумевая, что в нашей компании не было мужчин. “Там же много медведей!“, – добавил он. И здесь не очень понятно, как присутствие человека с пенисом в нашей группе нам бы помогло при встрече со зверем… Ололо. Внесу ясность: в случае с медведем мужская сила мало что значит, ведь средний медведь сильнее среднестатического мужчины раза в два, если не больше. И разумнее использовать иную тактику, чем силу (см. лекцию М. Кречмара), а для этого пол человека не важен. Упс.

День третий – гора Черничная

На третий день мы отправились на лайтовую гору. Я вспомнила чудесный фильм Карвая “Мои черничные ночи“, закатила глаза и убедила всех, что нам непременно нужно на Черничную. К тому же это самый недолгий маршрут по времени, а нам нужно было успеть на пятичасовую электричку до Инзера.

С нами в дорогу увязался хозяйский спаниель (бесплатный догтреккинг!). По собаке можно было определить, как много в этих лесах клещей. Очень много!

Снимали с неё этих лесных кровопийц, если видели. Успокаивало то, что по словам хозяина животное вакцинировано от клещевого энцефалита. Ну, и мы тщательно обрызгивались репеллентами, а после похода осматривали друг друга. Приятно одно: не страшно то, с чем  уже сталкивалась. За свою недолгую походную жизнь я уже отнесла на проверку в уфимскую санэпидемстанцию двух клещей, снятых с себя.

С метками на пути в эту гору дело обстояло совсем плохо. Карты на телефонах тоже не помогли.

В итоге мы километра три прошли по какой-то дороге вдоль жд-полотна в надежде увидеть тропу вверх. Когда поняли, что идём не туда, пошли обратно, назвав всё пройденное “шестикилометровой тропой здоровья“. Ахах.

Оказалось, что зная, где находится начало тропы, до Черничной можно добраться минут за 15.

На вершине открывается естественная смотровая площадка, откуда можно не спеша лицезреть всю красоту хребта Караташ, возвышающегося вдали, увидеть на горизонте пик Уфа, на который поднимались днём ранее, а чуть правее рассмотреть скалы “Зубы Шурале“, которые мы оставили на следующий раз.

Таким был наш трёхдневный поход по горам Белорецкого района. Не прощаюсь с ними.

Про другие вылазки на природу можно почитать здесь: хардкорный Большой Иремель и хардкорный ТаганайРозовые скалы, Шульган-таш, Зюраткуль летний и зимний, Аркаим, родник Красный ключ, Нугушское водохранилище, Кунгурская ледяная пещера. Пока так.