Вертолётная пещера

Ничего не знала про эту природную достопримечательность нашей республики, пока подруги не рассказали. Пещера Вертолётная, или Ахмеровский провал находится рядом с деревней Ахмерово Аургазинского района, куда мы доехали от Уфы где-то за 1,5 часа. Заранее позвонив смотрителю объекта, узнали про возможность добраться до него в это время года.

При подъезде к Ахмерово увидели коричневый указатель с названием достопримечательности на русском и английском. Второе особенно смешно, учитывая бессмысленный и беспощадный башкортостанский сервис и отсутствие в свободном доступе внятной информации, как добраться до самой пещеры.

Оставив машину в деревне, мы пошли по указателю в поле, пытаясь по яндекс-картам и по человеческим следам понять, куда нам идти. Это было неверное решение, потому что мы ходили туда-сюда в разных направлениях, то идя по лыжне, то по расчищенной дорожке, но так никуда никуда и не пришли. Наши карты указывали в ту же сторону, куда и туристический указатель, но нужной тропы не было, так что мы около часа бродили по полю, проваливаясь по щиколотку в наст. К счастью, среди нас не было людей холерического склада, и всё выдержали это брожение без эмоциональных перепадов. Я решила воспринимать всё это как часть квеста по поиску места назначения. Лайфхак: стоило сразу спросить у смотрителя по телефону как пошагово добраться до места, потому что по его инструкции мы потом, наконец, нашли дорогу, на которой встретили ещё парочку указателей в сторону пещеры.

Ориентируйтесь на одиноко стоящий домик на горе, который будет виден слева от дороги при подъезде к деревне Ахмерово. Туда же будет указывать первый туристический указатель, который вы увидите. Но к этому дому нужно будет проехать через деревню, и подойти к его воротам с дорожным знаком “проезд запрещен”.

Через ворота мы попали во двор с домохозяйством, который был примечателен тем, что вокруг лаяли больших собак на привязи. Нас встретила смотрительница и провела в помещение, напоминающее цех по переработке какой-то продукции. Там она взяла с нас плату за посещение пещеры – по 250 р. с каждой. Можно оплатить безналом, но лучше наличкой, – сказала женщина. После она провела нас в сторону пещеры, сдерживая собак на привязи. В Ахмеровский провал мы спускались самостоятельно. На мой вопрос, даст ли она нам фонарики, как было написано в каком-то источнике, ответила, что в пещере они без надобности. Спойлер: они понадобятся, а значит лучше взять свои. Мы обошлись теми, что в наших смартфонах, но они светили слабовато.

Вертолётная пещера получила такое название от того, что когда-то была обнаружена исследователями при облёте территории на вертолёте. Они заметила внушительный провал, который назвали Ахмеровским – по названию близлежащей деревни.

Подруга рассказала, что была в пещере лет 10 назад, когда ходила в спелеологический клуб. Они тогда спускались в провал на тросах, и прошли много залов. У нас же был “светский” поход, так что мы планрировали осмотреть только доступные – “лёгкие“ залы. Сейчас спуск в провал оборудован железными лестницами, идущим как под наклоном, так и вертикально, как пожарные. Здесь для некоторых людей, например, боящихся высоты, может возникнуть трудность в преодолении спуска. Мне местами было тревожно, что соскользнёт рука или нога, поэтому пришлось максимально собраться. Впрочем, в любом природном объекте нужно быть максимально собранной, иначе быть беде. Добравшись до дна провала, мы обнаружили маленький замерзший водоём. Вид с этого места, если посмотреть вверх, открывается потрясный – небо в проёме провала (фото 1). Захотелось лечь и смотреть на это великолепие бесконечно. Дальше мы углубились в залы – прошли парочку, вооружившись фонариками. Я впервые видела такую пещеру, у которой стены и своды были бы из такой хрупкой породы, что она рассыпалась при прикосновении.

Пишут, что это гипс. Из чего можно сделать вывод, что никто не гарантирует безопасность посетитель_ниц, и это предупреждение было написано где-то на подступах к объекту.

Местами стены и потолок Вертолётной пещеры образуют бахрому из этой хрупкой породы, с многочисленными ходами, выемками и отверстиями, которые сотворила вода. Необычное зрелище, если сравнить с другими увиденными мной пещерами. Под ногами у нас была мягкая поверхность, похожая на застывший накрошенный шоколад, по которому было приятно перемещаться. Самая красота началась в глубине зала: перед нами возникли сталактиты, сталагмиты и сталагнаты причудливых форм и разных размеров – от огромных до ”детёнышей”.

И хорошо, что время было выбрано нами удачное: в мороз в пещере не грязно и не сыро, можно комфортно перемещаться. Пишут, что тёплой весной и летом, провал и залы пещеры частично затапливаются талой водой, и люди вынуждены ходить по жиже. В общем, такое интересное место есть недалеко от Уфы, куда можно съездить самим или показать гостям республики, если им такой вид активного отдыха интересен! Главное – берегите себя!

Фото: авторки (1), N (2).