О мышах и людях, и не только

О мышах и людях, и не только

Неожиданной находкой из мира зарубежной литературы побаловал уфимцев Государственный Академический Русский Театр Драмы им. М. Лермонтова из г. Алматы. Два вечера в начале ноября на сцене русского драматического театра шёл спектакль по повести американского писателя Джона Стейнбека “О мышах и людях“. Широко известный за пределами нашей страны, но редкий гость на отечественной сцене, он поражает своей честностью в каждом слове и в каждом образе. Спектакль об одиночестве и стремлении людей объединиться ради достижения большой мечты, какой бы нереальной она им ни казалась, будет близок для каждого, независимо от того, из какой он страны, в какое время он живёт и какой он расы.

Режиссёр спектакля Дмитрий Скирта очень бережно подошёл к адаптации материала, так что каких-либо серьёзных отступлений от текста практически не было.

Сама повесть, на мой взгляд, оказалась крайне удобной для того, чтобы поставить её на сцене, в техническом плане: в наличии всего две локации, которые формально можно объединить в одну, а декорации и костюмы крайне просты, особенно, если сравнивать их с более масштабными и дорогими постановками (как, к примеру, уфимская “Голубая камея“). Тем не менее важно было сохранить ту атмосферу фермерского быта во времена Великой депрессии и ни в коем случае не допустить фальши в отношении характеров героев – простых работяг с ранчо. Все актёры без исключения прекрасно справились со своей задачей, но львиная доля внимания, ожидаемо, досталась исполнителю роли Ленни (актёр Максим Лукоянов) – добродушного верзилы, остановившегося в своём развитии на уровне ребёнка.

Наделённый недюжинной силой, он сам того не желая, ломает всё, что ему нравится и что оказывается слабее его (мышек, щенка, даже человека), а в финале оказывается сам безвольной мышкой в сильной руке любящего его человека.

Именно с Ленни связано больше всего моментов, где так легко перегнуть палку и, как следствие, получить отрицательную реакцию. Однако его эмоциональная подача стала, на мой взгляд, одним из главных достоинств спектакля. Стараниями режиссёра и артистов был создан прекрасный тандем с исполнителем роли Джорджа (актёр Дмитрий Багрянцев), а также Огрызка (заслуженный артист республики Казахстан Виталий Гришко) и Горбуна (заслуженный артист республики Казахстан Александр Зубов). Не менее сильная роль досталась актрисе Наталии Гурьяновой. Девушка в произведении Стейнбека, которой не дали даже имени (в спектакле её зовут не иначе как бранными словами, либо просто “жена Кудрявого“), была показана жертвой не только обстоятельств, но и собственных простодушных грёз о лучшей жизни в свете софитов при полном отсутствии мыслей о последствиях. Несмотря на ту страшную роль, которую сыграла героиня в судьбе других персонажей, её трагедия тронула не меньше, чем трагедия Ленни и Джорджа, Огрызка и Горбуна.

До сих пор, даже закрывая глаза, я вижу нелепый и нескладный, но при этом такой искренний, полный энергии танец девушки. Танец, который она никогда больше уже не сможет исполнить.

Не стану отрицать, что не обошлось в этом спектакле и без минусов. Ситуация следующая: герои ложатся спать на реке, просыпаются от криков пробегающих мимо мужчин, молча смотрят на них несколько секунд, после чего Джордж начинает ругать Ленни за то, что тот с кем-то говорил, когда они пришли на ранчо. Они уже на ранчо, а не на реке? И с кем говорил Ленни? Не читал книгу – значит, не понял. Другой не очень удачный, на мой взгляд, момент связан с героем по имени Уит (Артур Ерниязов), который играет на банджо так, словно, когда он касается инструмента, его вдруг начинает бить током. Помимо этого, меня не отпускало желание поменять ему одежду, оставив ту же, в которую одеты остальные – удобную, без лишних украшений. Небольшие проблемы возникали и с освещением задника, но это уже не так сильно резало глаз.

Невольно сравнивая спектакль с известной одноимённой экранизацией этого произведения, убеждаешься в высоком профессионализме актеров из Алматы.

Несмотря на звёздный состав актёров кинокартины (Д. Малкович, Ш. Фенн и др.), порой, артисты театра явно “переигрывали“ своих коллег. Возможно, живое действо просто-напросто воспринимается более непосредственно и близко, к тому же при съёмке значительно больше возможностей по части декораций и планов. Однако, как ни удивительно, алмаатинцы оставили больший эмоциональный след в моей душе, чем даже маститые актёры Голливуда. Гостеприимная уфимская публика оказала очень тёплый приём гостям из Казахстана, вызывая их много раз на поклон и аплодируя стоя, что даёт надежду на долгое и плодотворное сотрудничество двух равно любимых зрителями театров.

Фото: sxodim.com.

Александра Гольцева