Лорка, Пермь. Русдрам

Лорка, Пермь. Русдрам

Недавно в наш Русдрам приезжал с гастролями пермский “ТЕАТР ТЕАТР“. Мне доводилось смотреть спектакли этого театра в Перми, но я всегда попадала на их малую сцену, которая называется “Сцена-молот“ и ориентирована на экспериментальные постановки. В Уфу пермяки и пермячки привезли несколько спектаклей с большой сцены, в том числе “Дом Бернарды Альбы” по пьесе испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки.

Я ничего не знала об этом произведении, более того думала, что Лорка – только поэт, в то время как он, оказывается, ещё и драматург, а “Дом Бернарды Альбы“ – знаменитая его пьеса, которую ставили во многих театрах России, в том числе есть один советский фильм по этому произведению.

Пока смотрела спектакль, всю дорогу радовалась отсутствию male gaze в постановке, и гадала, неужели Лорка как-то в своей пьесе смог его избежать, но ситуацию прояснила информация о создателях спектаклях: оказалось, что “Дом Бернарды Альбы“ на сцене пермского театра поставила Диана Добрева, главная режиссерка Национального театра им. Ивана Вазова в Болгарии. Причем пишут, что Добрева поставила драматическую версию пьесы Лорки, а значит в тексте, написанным испанским писателем, могут быть иные акценты и смыслы, а, возможно, отдалённо такие же, но режиссёрка их дожала, докрутила. Как бы то ни было, у Добревой получилось феминистское высказывание о подавлении женщин патриархальной культурой, о женском соперничестве за мужчину, в процессе которого они теряют сестринские связи, свою общность, группальность и гибнут по одиночке.

“Это история о том, что происходит с женщинами, которым запрещены чувства, и на что они оказываются способны, чтобы отстоять свою свободу“, – говорит сама Диана Добрева о своём спектакле.

Итак, провинция Испании, начало 20 века. Жестокосердная и тиранствующая Бернальда Альба не даёт своим дочерям продохнуть, их единственный путь в жизни – замужество, но потенциальных женихов дефицит. А значит дочери обречены провести всю свою жизнь в четырёх стенах своего дома, где правят ежовые рамки целомудрия и материнский надзор. Эта история не вымышлена: на написание пьесы Лорку подтолкнули воспоминания из детства, где по соседству с будущим поэтом жила семья, ставшая прототипом семейства Альбы. В спектакле нет мужских персонажей – есть  только образы мужчин, которые появляется в виде жнецов, убирающих урожай, деревенских жителей, забивающих палками “падшую” женщину, и Пепе Римлянина, который сватается к одной из сестёр, но тайно имеет отношение с другой. Мы два часа наблюдаем женский микросоциум, полный непонимания и психологического насилия, потому что никто не знает, что можно иначе, и в какой-то момент концентрация угнетения достигает своего предела – ружьё в буквальном смысле выстреливает.

“Дом Бернарды Альбы” очень стильно сделан, как в плане цветовой гаммы, так и декораций и прочих деталей, каждая из которых что-то символизирует, и это легко считывается и не выглядит избыточным.

В какие-то моменты спектакль становится очень ритмичным, как будто ритм отбивает невидимый метроном, а актрисы двигаются в такт ему. Вообще, я вспоминала “Грозу” Островского, где нарратив угнетения похожий, но испанский колорит Добрева вносит в спектакль через звуки кастаньет, стихи Гарсиа Лорки и других испанских поэтов. Поскольку театр интересует меня не только как “вещь в себе”, но и как живой организм, имеющий отношение к сегодняшней жизни – общественной и политической, то вот вам интересная историческая справка:  18 сентября 2019 года после премьеры этой постановки, актриса Дарья Егорова, исполнявшая роль Ангустиас, старшей дочери Бернарды, выйдя на поклон, сделала заявление в поддержку осужденного актёра Павла Устинова, за что была подвергнута остракизму со стороны всего состава театра и уволена. Занавес.

Фото: с сайта ТЕАТР ТЕАТР.

Ева Айсын