”Перевал Дятлова”: разгадка тайны гибели студент_ок

”Перевал Дятлова”: разгадка тайны гибели студент_ок

Российские кинокритики назвали ”Перевал Дятлова” и ”Чики” лучшими российскими сериалами 2020 года. Если с “Чиками” всё понятно, я писала о них прошлым летом, то про “Перевал Дятлова” услышала впервые, и пошла смотреть. Тема сериала оказалась мне интересной: до недавнего момента я не знала ни одной более-менее правдоподобной версии гибели студент_ок свердловского политеха в Уральских горах, которая произошла в 1959 году. Помню, американский фильм ”Тайна перевала Дятлова” 2013 года, где создатели сделали упор на смесь военных экспериментов и мистики. Поэтому в российской версии я тоже по инерции ожидала чего-то подобного, но наши сценаристы подошли к делу более рационально: в финале они детально реконструируют гибель турист_ок на горе Отортен, предлагая вполне правдоподобную причину этой трагедии.

Интересная особенность “Перевал Дятлова” в том, что это, по сути, два фильма в одном, две отдельные сюжетные линии происходят в сериале разное время: одна – про поход дятловцев и их гибель, вторая – про расследование этой трагедии под руководством приезжего КГБ-шника из Москвы.

Первое кино стилизовано под черно-белое советское, второе – в жанре нуар со всем для него сопутствующим: мрачная атмосфера, затемнённые кадры. Разные нарративы чередуются: в чётных сериях – одна история, в нечётных – другая. Режиссёры сериала Евгений Никишов и Валерий Федорович отвечали каждый за своё кино внутри одного сериала.

Советская часть “Перевала Дятлова” получилась первоклассной: отлично подобраны актёры и актрисы, отлично созданы образ советских людей – светлых, устремлённых в будущее, открытых миру, немного наивным, если смотреть глазами современного человека. Приглашены актёры и актрисы – все неизвестные, поэтому нетрудно поверить в историю, которую они играют; хорошо прорисована эпоха, с её песнями и атмосферой, многие детали воссозданы создателями по дневникам дятловцев. Эта часть фильма пропитана такой романтикой, ностальгией, теплом, что в какой-то момент хотелось смотреть только эти серии. Даже знание того, что все эти люди потом умрут, не могло омрачить ту волшебную атмосферу, которая возникла в этой части сериала.

И хоть эксперты и те люди, которые в молодости знали погибших, нашли советской части киноляпы и “искажение образов погибших туристов”, мне это кажется не столь принципиальным моментом, поскольку “Перевал Дятлова” – художественный сериал, а не документальный.

Нуарная часть “Перевала Дятлова” мне зашла меньше, потому что гетеро-лавстори в кино мне уже порядком набили оскомину. Образ КГБ-шника-майора Костина в исполнении Петра Фёдорова не вызывал никаких эмоций. Лайк за него хотелось поставить только в том эпизоде, где его персонаж транслирует нетипичный для российских фильмов, если не антимилитаристский, то объективный взгляд на войну. Мол, война – не только проявление доблести и патриотизма, но и смерть, жестокость, мародерство, а также психологическая травматизация всех участников, даже если им удалось избежать физических увечий. Подобная интонация – редкость для нашего кинематографа. Кроме того, здесь мельком касаются и темы ГУЛАГа: один из участников команды Дятлова Николай Тибо-Бриньоль рассказывает историю своей семьи. Создатели “Перевала Дятлова” прошлись по всем предполагаемым причинам гибели уральских туристов, которые отрабатывались советскими исследователями: проклятие манси – коренных жителей этих мест, возможное нападение беглых заключённых, секретные военные испытания, атака браконьеров, визит инопланетян – все эти версии рассматривает майор Костин. Есть в сериале и мистическая линия с заговоренным кольцом, но на деле оказывается тупиковой, могли обойтись и без неё.

Возможно, у многих сегодняшних молодых людей может возникнуть резонный вопрос: а чего этим студентам не сиделось дома, почему они отправились зимой в длительный поход по тяжёлому маршруту да с 40 килограммовыми рюкзаками – в чем кайф от таких тягот?

Тут надо сказать, что такие походы среди советских граждан_ок были очень популярны. Это был как отдельный вид спорта. На вопрос ”Почему?” даёт интересный ответ актёр Егор Бероев в 45-минутном документальном фильме, который прилагается к сериалу: “В то время походы были как выезд за границу, как глоток воздуха, в походе люди чувствовали себя свободными, оторванными от советских предрассудков”. Ещё у меня есть версия, что некоторые дети послевоенного времени, на которых военное прошлое отцов, матерей и других родственников наложили большой отпечаток, примеряли на себя их тяготы, и вот  такими тяжелыми походами устраивали испытания для себя, проверяя свою выносливость и силы. И, конечно же, подобные вылазки на природу были частью романтики советского времени, которую многим сегодняшним людям, вероятно, будет трудно понять.

 

Ева Айсын