“Я не шучу“ – сериал без male gaze?

“Я не шучу“ – сериал без male gaze?

На КиноПоискHD вышел 8-серийный сериал “Я не шучу“ о жизни актрисы и стендаперки Елены Новиковой, где в главной роли реальная комикесса Елена Новикова. Более того, главная героиня и её жизнь во многом списаны с актрисы, так что это жанр “автофикшн“. Сценарий Новикова писала в соавторстве с подругой Еленой Красильниковой, а режиссёркой в титрах значится некая Саша Тапочек, которую считают персонажем, вымышленным продюссером проекта Александром Незлобиным, непонятно из каких соображений.

Я мало что знаю про российский стендап (про уфимский немного писала), про Новикову ничего ранее не слышала, поэтому меня к этому сериалу привёл не интерес к медийной персоне. Комедия, полная самоиронии и стендапа, – описывают своё творение создатели. Но я бы не сказала, что здесь чисто комедия, разве что экзистенциальная комедия: где-то смешно,  где-то грустно – как в жизни.

Никаких параллелей с известным американским сериалом “Замечательная миссис Мейзел“ здесь нет, кроме той, что главная героиня – тоже стендаперка. В остальном здесь есть российская реальность (точнее – московская) и проблемы женщины 49 лет, у которых двое детей, два бывших мужа, неоплаченные алименты и кредиты, попытки реализоваться в карьере актрисы, желание быть хорошей матерью, и стендап в её жизни — как отдушина, когда можно со сцены рассказать незнакомым людям о своей жизни, обернув всё в юмор.

Если вспомнить российские сериалы про жизнь женщин, например, “Ольгу“ с Яной Трояновой и “Обычную женщину“ с Анной Михалковой, то они и близко не стоят с “Я не шучу“, и не в том смысле, что они хуже, а в том, что другие: в “Ольге“ персонажки утрированные, всё построено на гэгах и выстроена условная реальность, а в “Обычной женщине” все поступки героини Михалковой крутятся вокруг семьи и мужа.

В “Я не шучу” акцент сделан на женщине, её желаниях и нежеланиях, то есть в сериале нет оголтелого андроцентризма. Положительный по всем пунктам ухажёр, который и на кухне, и в хозяйстве мастер на все руки, идёт лесом, потому что не тот человек, с которым героине по пути. И это просто замечательный ход сценаристок. Кажется, Новикова сыта отношеньками по горло, мужчины в сериале нужны ей только для секса, а если секс не очень, то какой смысл их терпеть? Одна рецензентка в своем отзыве написала, что “героиня превращается в неприятного человека среднего рода, в бабу с яйцами“, также, что от неё исходит  “несимпатичная агрессия“. Очень показательные акценты авторки, говорящие мне, что она хотела бы сохранить в российском кино образ удобных приятных женщин, лишая их реальности в образе.

Ведь в реальности мы можем быть любыми, но запрос на женственность и неагрессивность – это запросы патриархатной культуры к женщины. Вернее сказать – спущенные сверху директивы.

Продюссеры сериала отдали сценаристкам руль со словами “что хотите, то и делайте”, и, возможно, именно поэтому сериал получится смелым и откровенным. И с такой настоящей героиней. Создательницы не боятся сцен с оголением 50-тилетних людей, Новикова не боится показать себя в кадре такой, какая она есть. Наконец-то я вижу актрису без подтяжек на лице, с естественными возрастными изменениями. Нет стереотипа “свекровь и невестка на ножах“, Елена и Татьяна неплохо ладят и поддерживают друг друга. А ещё у Елены есть друг-гомосексуал, тоже стендапер, и прикиньте, он не манерный и стереотипный, а среднестатистический мужчина. Ну надо же! Сама Новикова говорит, что “главный конфликт этой истории — это конфликт со всеми стереотипами, которыми обложили женщину: расхожими представлениями о том, как должна выглядеть и поступать жена, мать, тётя в пятьдесят. Монстры общественного мнения, которые мешают ей быть свободной и открытой – вот с чем героиня имеет дело каждый день”.  

Ева Айсын