“Терпела, терпела, всю жизнь терпела…“

“Терпела, терпела, всю жизнь терпела…“

Однажды я пришла на “Калигулу“ в Национальный молодежный театр Уфы и узнала, что этот спектакль заменили на другой. Не помню по какой причине: никто из сотрудников театра не потрудился её сообщить зрителям, да и я не проявила тогда принципиального любопытства. Наверное потому, что не очень расстроилась, так как “Калигулу“ заменили на спектакль “Валентинов день“, который я давно хотела посмотреть. И вот по прошествии почти года смотрела я “Валентинов день“ в феврале я наконец созрела написать про эту постановку, которую и сегодня можно увидеть в афише Молодёжки.

Спектакль режиссёра Ольги Мусиной по пьесе Ивана Вырыпаева прочно держится в репертуаре НМТ года четыре, если не больше. В чём его секрет? Чем он так интересен зрителю?

“Валентинов день“ это продолжение популярной в 70-е годы пьесы Михаила Рощина “Валентин и Валентина» (этот спектакль шёл  в одно в время в Молодежном театре). У Вырыпаева юные герои Рощина Валентин и Валентина повзрослелии переживают драму жизни, попав в любовный треугольник. Роли двух Валь в спектакле исполняют Салават Нурисламов и Эльмира Саматова, а роль “разлучницы“ Кати Елизавета Набиева.

Спектакль, конечно же, люто андроцентричный. Искусство – отражение жизни, поэтому российские женщины и в театральных пьесах являются, как правило, лишь придатком к мужчине. Тем более, если драматург тоже мужчина.

Жизни Валентины и Екатерины по сюжету крутятся исключительно вокруг главного героя Валентина, который по недоразумению женился на нелюбимой Кате, но страдает по любимой Вале, в итоге начинает изменять жене с Валей. В 40 лет герой умирает от инфаркта, и вроде бы оставляет двух женщин в покое, но как бы не так: призрак Валентина, образно говоря, “преследует“ Валю и Катю до конца жизни. Все два часа спектакля я с тоской наблюдала как две женщины не могут прекратить свои страдания из-за малахольного мужчины, который мечется между ними, не зная с кем остаться. После смерти Валентина отношения Вали и Кати переходят в стадию скрытого мазохизма. Видя, что Екатерина стала алкоголичкой, Валентина выкупает у неё квартиру, но позволяет бывшей сопернице жить в одной из комнат. Так они и живут до 60 лет, тихо ненавидя друг друга за “отобранное“ счастье.

История жизни трёх героев, показанных в возрасте 20, 40 и 60 лет, дана в спектакле в ретроспективе.

“Валентинов день это не про день всех влюблённых, это спектакль про печальную жизнь двух женщин, любовь которых была настолько патологически всепоглощающей, что в её топке сгорели самоуважение, идентичность да и вся жизнь героинь. “Хаталар ҙа булыр тормошоңда, тик тормошоң хата булмаhын“ [пер. “В жизни будет много ошибок, главное, чтобы жизнь не стала ошибкой“]  писал Рами Гарипов в одном из своих стихотворений. Глядя на героев спектакля понимаешь, что накопленная череда их ошибок, не решённых в своё время, привела к драматичному финалу жизни. Возвращаясь к вопросу, чем так интересен этот спектакль зрителю, и почему он держится в репертуаре НМТ столько лет… Наверное, зритель видит в этой истории что-то близкое себе, сочувствует и сопереживает героям, ведь по сути в спектакле извечная тема поиска счастья. Но поскольку эта история развивается в рамках традиционного патриархата, то женщины жертвенно кладут к ногам мужчины ВСЁ и всю жизнь сносят пренебрежительное отношение к себе по токсичному принципу “был бы милый рядом, ну, а больше ничего не надо“.

“Валентинов день“ – это горькая пилюля для женщин, которую надо бы не только проглотить и поплакать, но и сделать выводы.

“Терпела, терпела, всю жизнь терпела, а теперь, вот, больше не могу терпеть!“, – говорит одна из героинь, хватаясь за ружьё. Вырыпаев говорит нам, что его героями движет любовь, но как бы не так. В поступках троицы я не вижу любви, а вижу лишь малодушие, болезненную привязанность, неуважение к себе/к друг к другу и тотальную нелюбовь. Любовь же посещает двух женщин в этом спектакле лишь единожды во сне, где Валентина говорит Екатерине, что она очень близкий ей человек, как сестра, и что в действительности она её любит, а не ненавидит. И это самая сильная сцена в спектакле, которая дарит если не катарсис, то вдохновение для будущей осознанной и гуманной жизни.

Фото: с сайта НМТ.

Ева Айсын