Угнетённая, но не сломленная

Угнетённая, но не сломленная

“У меня ПТСР из-за тебя, и я никогда больше
не позволю тебе себя контролировать…“

“Уборщица“ (Maid) – вдохновляющий сериал от Netflix, рассказывающий о молодой женщине с маленьким ребёнком, которая оказывается в ситуации домашнего насилия, но находит в себе силы встать с колен и идти к своей мечте. Не могу согласиться с синопсисом Кинопоиска Мать-одиночка устраивается работать уборщицей, чтобы прокормить ребенка и обеспечить ему лучшее будущее“. Важно подчеркнуть, что мир Алекс (Маргарет Куэлли) не крутится только вокруг дочери, которую она безусловно любит: у Алекс есть мечта – получить образование и стать писательницей. И это важный акцент, потому что в контексте нашей культуры предназначение женщины с ребёнком часто сводится исключительно к заботе и воспитанию чадо, а остальные её интересы осуждаются.

Маяк в море тягот Алекс – её благополучное будущее, а не только благополучие её дочери. Это очень новаторский ориентир, заложенный в сюжет этого сериала.

Я впервые вижу художественный кинопродукт, который показывает жизнь женщин внутри шелтера для пострадавших от домашнего насилия: как устроен кризисный центр, какие в нём правила и что от него могут получить обратившиеся. Подруга поделилась, что её приятно удивила ситуация, в которой героиня, попавшая в шелтер, неделю просто лежит в своей комнате, и её никто не трогает, не мешает прийти в себя и восстановиться, а еду сотрудница приносят под дверь. Это совершенно другой уровень понимания через что проходят женщины, подвергшиеся насилию со стороны, и какое отношение им требуется.

История Алекс показывает, что в ситуации насилия ты можешь оказаться без поддержки, даже имея обоих родителей; что насилие – это не только когда тебя бьют, но ещё и психологические запугивания, экономические и физические ограничения; и что пострадавшим не всегда удаётся уйти от абьюзера с первого раза.

“Уборщица“ – это гиноцентричный сериал, всё как я люблю. Несмотря на то, что импульс на самоспасение исходит от самой героини, которой повезло найти в себе смысл и силы для того, чтобы начать активные действия по выходу из болота отношений со своим мужем-абьюзером, нам показывают, что в этом нелегком деле большую роль сыграла и внешняя поддержка. И сериале можно выделить трёх женских фигур второго плана, которые в разной степени стали опорой для Алекс: Деннис – руководительница шелтера, которая показана грамотной специалистской, олицетворяющей принятие и понимание; Регина – адвокатка, в чей дом Алекс приходит в качестве уборщицы, и их отношения, несмотря на социальный разрыв, переростают если не в дружбу, то во взаимоподдержку; Пола – мать Алекс, виртуозно сыгранная Энди Макдауэлл (Энди – мать Маргарет Куэлли и в жизни) – безответственная безумица, от которой, кажется, больше вреда для дочери, чем пользы. Но, что важно, персонажка Полы олицетворяет тип женщины, которая принимает причинённое ей насилие как норму. Она смирилась с прошлым, и в настоящем очень неразборчива в выборе партнеров. Кажется, что планка её самоуважения намного ниже, чем у её дочери. Несмотря на раздолбайство матери, какая-то поддержка от неё идёт, и заметно, что дочь с ней на одной стороне ввиду аналогичного опыта пережитого насилия.

В каком-то смысле насилие становится для Алекс маркером выявления тех, кто с ней на одной стороне, а кто останется на другой, и с ними придётся расстаться.

Понимание того, что отец выбирает сторону зятя, вынуждает Алекс отказаться от общения с ним. И это важная сепарация на пути очищения своей жизни ото всех, кто хоть как-то причастен к насилию – если не прямо, то покрывает его, отмалчиваясь. Патриархальные паттерны со стороны отца и матери пытаются сбить Алекс с пути выбора себя, своих интересов и интересов дочери: её убеждают быть терпимой и проявить понимание к мужу, которому “тоже плохо“, пытаются направить на путь самопожертвования и указать ей её место согласно евангельскому “Да убоится жена мужа своего”, но Алекс обходит все эти преграды и выбирает другой мир – жизнь по своим правилам. 

Работая уборщицей в чужих домах, Алекс неустанным трудом как будто отмывает свою жизнь от грязи, откладывая заработанные крохи на будущее чистое и светлое.

В этом смысле “Уборщица“ – жизнеутверждающий сериал, который может дать надежду и веру в свои силы многим, кто сейчас находится в подобной или похожей ситуации. Или тем, кто неудовлетворена какой-то стороной своей жизни, но не верит, что позитивных изменений удастся добиться. В то же время не стоит брать за основу мысль, что “у всех всё получится, надо только захотеть“. В этой аксиоме есть опасная ошибка, ведь вражеские силы, направленные против конкретной женщины, могут быть в разы сильнее, чем в ситуации Алекс, а бойцовские качества у пострадавшей могут быть в разы меньше, чем у героини сериала. И, значит, тем, кто не имеет привилегии быть не сломленной, понадобится в разы больше поддержки и помощи извне, чтобы выбраться из болота партнёрского насилия. И нам, как обществу, важно об этом помнить и, по возможности, бдить. Ну и, конечно, выступать за ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА ПРОТИВ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В РОССИИ!

Ева Айсын