Вседозволенность и жалость VS дисциплина и любовь

Вседозволенность и жалость VS дисциплина и любовь

В 19 веке были два по-настоящему великих человека:
 Наполеон и Элен Келлер (с) Марк Твен

Театр юного зрителя “Маска“, расположенный в Сипайлово, я всё время неосознанно упускала из виду. Остальные театры Уфы находятся в центре города, на виду, а этот – в спальном районе города… в общем, дорога туда до сих пор не лежала, и как оказалось – совершенно зря. Двухэтажное здание на Гагарина,16/1 можно принять за местное ЖЭУ или детский сад, если бы не афиша театра, размещённая на его фасаде. Внутри советский интерьер, есть буфет со столиками, приятные женщины в гардеробе, вид стен, покрашенных наполовину зеленой краской, также наводит на мысль, что раньше здесь было какое-то административное здание.

Уфимский ТЮЗ возник не так давно: работает с 2012 года, больше половины его репертуара составляют детские постановки, но есть и вещи для взрослых.

Один из таких спектаклей я и выбрала для знакомства с театром: “Сотворившая чудо“ уфимского режиссёра Юрия Карманова по пьесе Уильяма Гибсона. Старая добрая классика. Кстати, показы в этом театре идут только в выходные дни, что очень удобно, потому как в будни потенциальным зрителям, вероятно, будет нелегко добраться в Сипайлово через весь город и пробки. Зрители в тот субботний вечер заполнили почти весь зал. Судя по этому, а также по активности подписчиков в паблике ТЮЗ, у меня создалось впечатление, что этот театр очень востребован зрителем.

«Сотворившая чудо» – это история взаимоотношений шестилетней Элен Келлер, которая перенесла в младенчестве воспаление мозга после чего потеряла зрение и слух, и её молодой воспитательницы.

Действие пьесы происходит в штате Алабама в конце 19 века. Элен повезло родиться в семье американских аристократов, поэтому все лучшие врачи и целители страны были к её услугам, правда, безуспешно. Последней надеждой четы Келлер становится Анни Салливан – молодая ученица известного профессора, выпускница школы для слепых.

Ибсен отзеркаливает истории двух героинь: будучи когда-то незрячей, Анни психологически оказывается ближе к Элен, чем всё её родственники вместе взятые.

Пьеса “Сотворившая чудо“ Гибсона проста и прямолинейна, её исход предсказуем, поскольку прописал в самом названии произведения. Финал выглядит несколько оборванным, персонажи нарисованы  довольно гротескно, особенно родители девочки. Но несмотря на всё это, и благодаря замечательной реализации материала на сцене театра, за историей девочки Элен и её наставницы было бесконечно увлекательно следить.

Этот спектакль стал для меня открытием трёх уфимских актрис, сыгравших главные роли: Полины Шабаевой, прекрасно воплотившей на сцене тонкость, твёрдость и трагизм Анни Салливан; Алины Латыновой в роли Кэтти Келлер, отлично передавшей своими игрой и харизмой безграничную любовь, мягкость и милосердие матери к своему ребёнку, и отдельно надо сказать про исполнительницу роли Элен.

Пишут, что после показа фильма “Что гложет Гилберта Грейпа“ Марлон Брандо, сидящий в жюри, не мог поверить, что юный ди Каприо, так реалистично сыгравший мальчика-олигофрена – это актёр, а не настоящий мальчик с патологией.

Подобное чувство накрыло меня на этом спектакле при виде игры Ксении Матвеенко. Павел Едрёнкин показал нам железобетонного капитана Келлера, которого можно сразу поместить в палату мер и весов как чистейший образец андроцентричного мира, патриарха своей семьи. Виталий Андреев хорошо перевоплотился в его старшего сына от первого брака Джимми, внутренне обиженного на отца и не близкого с ним душевно. По сюжету пьесы у Анни программа-минимум – добиться послушания и дисциплины от необузданной своевольной девочки, которую родители испортили своей жалостью, и программа-максимум – сделать почти невозможное: достучаться до её сознания и объяснить, что у вещей есть названия. Конфликт в пьесе держится на противостоянии Анни с отцом Элен – капитаном Келлером, которому молодая воспитательница кажется неотёсанной, а её методы воспитания – жестокими. В семью, где царит авторитаризм мужа, и где даже жена называет его не по имени, а “капитаном“, тем самым подчёркивая свою беспрекословную подчинённость, свободолюбивая Анни вписывается с трудом. Но настаивает, что девочке мешает не глухота и слепота, а родительская любовь и жалость. Вседозволенность и потворствование капризам привели к абсолютной неуправляемости ребенком, к отсутствию понимания элементарных правил поведения.

В спектакле можно понаблюдать борьбу полов: самодурство и гордость капитана VS здравомыслие и дерзость воспитательницы. И борьбу характеров: непокорность и капризность Элен  VS упорство и целеустремленность Анни.

Гибсон написал свою пьесу на основе автобиографий реальных исторических личностей: Элен Келлер и её наставницы Анни Салливан, и эта история в свое время стала настоящей сенсацией в Америке, да и во всем мире. Маленький “демон-разрушитель“, не умеющий ни читать, ни писать, ни говорить, ни слышать, через несколько лет закончит колледж, затем университет, став первым слепоглухонемым человеком в мире, получившим высшее образование. Примечательно, что впоследствии Келлер стала писательницей, политической активисткой, правозащитницей, и выступала против расизма, милитаризма и дискриминации женщин.

“Сотворившая чудо“ – это одновременно и тяжелая, и весёлая, невероятно трогательная и удивительно жизнеутверждающая постановка в очередной раз напоминающая нам, что человеческие возможности безграничны, а воля и упорство могут творить чудеса.

Спектакль повторят в конце марта. Не пропустите! У театра юного зрителя есть группа во “ВКонтакте“, афишу и иную информацию можно найти там. Я уже присмотрела пару спектаклей и внесла в свой список must see.

Фото: с сайта kulturaufa.ru.

Ева Айсын