К вопросу об уличных театрах в Петербурге

Главное, что уличный театр – это определённая система мышления.

Живые скульптуры, шарманщики, театр на ходулях, комедия дель арте, клоунада, маски, жонглёры, балаганы, кукольники, папьемашенники – ничто так не украшает город, как уличные артисты.

В Петербурге такое увидишь нечасто. Улицы города, конечно, не пустуют, в основном, благодаря музыкантам, иногда – танцорам. А вот артисты редко раскрашивают воздух лёгкостью, смехом, человеческим светом и той радостью, которая ассоциируется с приездом бродячих аттракционов в моём детстве.

Уличного артиста от того, кто вышел на улицу, отличает то, насколько ты  работаешь на зрителя. Всё, что ты делаешь, ты  делаешь для зрителя.

Их, профессиональных уличных театров, в городе совсем мало, меньше, чем пальцев на руке. Любители появляются, исчезают, снова появляются, чтобы снова исчезнуть. На улице сложно. Артист ничем не защищён; зритель – абсолютно свободен. Уверенность? Конечно, она должна быть. Обязательно должна. Но она так легко исчезает после пары-тройки неудач.

Здесь нет кредита доверия. Ты каждую секунду должен подтверждать, что ты интересен.

А уличный театр – уверенный, эффектный, иногда даже агрессивный, простой, в том смысле, чтобы быть понятным зрителям от пяти до ста пяти лет. Их лёгкость – признак мастерства, вырабатывающегося на протяжении многих лет.

Конечно, сложно. Конечно, меняющаяся погода, конечно, отсутствие уличной культуры. Не у артистов –  в целом. Сейчас. Хотя с самого начала, с XVIII века, Петербург славился полупрофессиональными уличными труппами, обязательно участвовавшими в народных гуляниях: зимой  – около горок, весной – у качелей.

Метафизически играть в Петербурге невероятно легко. Город располагает ко всем видам уличных представлений. Бесхозные смыслы бродят по городу, часть из них попадает в спектакли уличных театров.

Но в последние год-два на улицы выходит всё больше и больше артистов. Они постепенно воспитывают зрителей. Завлекают на представления. Усаживают в несколько рядов, иногда давая подстилки, отмечают круг «действия»: формируют площадку. Так, чтобы и артистам было удобно играть, и нескольким сотням зрителей смотреть. Чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к этому уличному чуду.

Надо, чтобы каждый зритель что-нибудь получал. Чтобы каждый понял, что он важен, нужен, что всё это –  ради него. Чтобы зритель снял свою маску. И стал добрее, хотя бы на этот миг. И ушёл чуть-чуть, но другим.

И мы, правда, становимся лучше, радостнее, светлее. Благодаря тому мощному обмену энергией, который происходит между зрителями и артистами. И пусть их становится больше, хороших уличных театров.

Где посмотреть?
Есть несколько мест концентрации уличных театров:
— Александровский парк (м. «Горьковская»).
— Сквер Андрея Петрова (м. «Петроградская»).
— Площадка у ТРК «Галерея» (м. «Пл. Восстания»).
— Пешеходные улицы, в том числе М. Садовая, М. Конюшенная (м. «Невский пр.»).
— Петропавловская крепость.

Фестивали:
— Международный Фестиваль уличных театров «Елагин парк».
— Фестиваль «Золотой век» в Александрии.
— Фестиваль на день Города и другие городские мероприятия.

– На самом деле, на улице романтики очень много.
– Да, это свобода.
Это свобода и при этом кабала.

Автор выражает благодарность театру «Странствующих кукол господина Пэжо» и лично его художественному руководителю Анне Шишкиной за их увлекательные и познавательные рассказы.

Фото из архива Театра и открытых источников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.