Триумфальный “Корсар“
Балет “Корсар“ – один из образцов классического русского балета наряду с “Лебединым озером“. Симбиоз музыки французского композитора Адольфа Адана и либретто по одноимённой поэме Байрона – “Корсар“ был впервые поставлен балетмейстером Мазилье в Париже в середине 19 века. Вскоре этот балет “приехал“ в Россию и прочно вошёл в репертуары российских театров – Большого каменного театра в Петербурге и Большого театра в Москве.
Главную мужскую партию в первой питерской постановке “Корсара“ исполнил танцор Мариус Петипа, который впоследствии стал видным балетмейстером и многое сделал для русского балета.
С именем Петипа сегодня стойко ассоциируется понятие “классический русский балет“. Именно он в последующие годы добавляет в “Корсар“ новые красочные сцены на музыку других композиторов, и тем самым создает характерный хореографический рисунок “Корсара“, который сохраняется современными балетмейстерами по сей день. Нынешний “Корсар“, показанный на днях проектом TheatreHD в Уфе – это совместная постановка двух востребованных хореографов современности Алексея Ратманского и Юрия Бурлаки в Большом театре.
Балет продолжает жить, если он обновляется, поэтому сегодня этот вид искусства идёт в ногу со временем.
“Корсар“ стал более динамичным, ярким и зрелищным, но сохранил свою удивительную красоту и невероятный темперамент, элегантность классического танца и страстную актёрскую игру. История, показанная в этом балете, сегодняшнему зрителю покажется, вероятно, тривиальной: это романтическая история любви корсара Конрада (Игорь Цвирко) и гречанки Медоры (Екатерина Крысанова), которой мешают злодей Сеид-паша (Алексей Лопаревич), желающий заполучить красавицу Медору, и соратник Конрада – корсар Бирбанто (Денис Савин), затаивший на него злобу.
Это, наверное, самый многолюдный спектакль Большого: в “Корсаре“ задействовано более 80 артистов театра.
Кроме главных танцоров и кордебалета, здесь много актёров пантомимы, статистов и детей. Весомую долю в триумфальность “Корсара“ вносят величественные декорации и прекрасные костюмы, от которых трудно оторвать глаза в порыве эстетического упоения. Когда оркестр доиграл последнюю нота, опустился занавес, то слова “Россия“ на нём вызвали искреннее чувство гордости, от того, что эти шесть букв ассоциируются с чем-то поистине созидательно-прекрасным!