Безумцы всех умней
Где находится грань между нормальностью и безумием? А между безумием и гениальностью? Правда ли, что все гении безумны? Именно эти вопросы поднимает спектакль Русского драматического театра “Доказательство“. Премьера состоялась 15 февраля этого года.
Одноимённая пьеса Дэвида Оберна, удостоенная Пулитцеровской премии, премии “Тони“ и Премии сообщества театральных критиков Нью-Йорка, была выбрана голосованием на ежегодной Творческой Лаборатории современной режиссуры. Невероятно трогательно и одновременно жутко, смешно и надрывно-грустно… история, лежащая в основе этого спектакля, не оставит равнодушным никого. И если вы смотрели знаменитый фильм “Игры разума“ с Расселом Кроу в главной роли, то, вероятно, понимаете о чём я. Очень сложно описать сюжет и не проспойлерить какой-нибудь интересный сюжетный поворот.
Спектакль очень динамичный, а интрига сохраняется вплоть до самого финала.
“Доказательство“ – это хорошая возможность увидеть знакомых и уже полюбившихся вам актёров (Александрина Баландина, Рустем Гайсин), а также и пришедших в труппу относительно недавно (Евгений Гуралевич, Дарья Толканёва, Иван Овчинников). Каждый из них отыгрывает не на 100, а на все 110 %. Нечасто увидишь такую бешеную энергию на сцене без толики переигрывания. И заслуга в этом не только самих актёров, но и режиссёра Олега Иванова. Мне пока что удалось увидеть только одного исполнителя роли Хала – Ивана Овчинникова.
И, я могу, конечно, ошибаться, но, думаю, что именно он наиболее близок к образу молодого и энергичного аспиранта, тогда как Рустем Гайсин выглядит более зрелым и серьёзным.
Образы героев достаточно сложны. Их трудно осудить, но не всегда можно и проникнуться симпатией. Клэр (героиня Александрины Баландиной) кажется простушкой лишь на фоне отца и сестры, которые, пожалуй, слишком уж погружены в мир чисел. Перед нами очень практичная и очень “земная“ женщина, не решившаяся пожертвовать своей работой, личной жизнью и своим комфортом ради того, чтобы ухаживать за болеющим отцом. Впрочем, это не означает, что её не терзали угрызения совести и что она не желает помочь сестре. Проблема в том, что Клэр не понимает, как именно это сделать. И здесь очень важным становится вопрос доверия. Ведь если человек одинок и не находит опоры, только вера ближних в него может стать настоящим спасением.
Именно поэтому для Кэтрин (героини Дарьи Толканёвой) становится дороже и роднее даже собственной сестры лишь тот, кто вопреки всему поверил ей и, следовательно, дал шанс поверить в себя.
Стоит сказать, что, помимо всего прочего, это ещё и очень стильный спектакль. “Sunny“ от Bony-M, “Les Feuilles mortes“ и озорные джазовые композиции… музыкальная составляющая, на мой взгляд, прекрасна. Вкупе с жёлто-красными листьями, кружащимися в потоках воздуха от вентиляторов, они работают на создание атмосферы чикагской осени. Остаётся только пожелать крепкого иммунитета каждому из артистов, которые каждый спектакль жертвуют собственным здоровьем. Хочется отметить и работу со светом, особенно заметную в сцене безумия, каждое мгновение которой глубоко врезается в память.
Да, как критику мне немного обидно за то, что так трудно выявить какие-либо минусы ради полноценного отзыва… но приятно как зрителю. Так что я подытожу… Русдрам. “Доказательство“. Смотреть всем.
Фото: с сайта театра.