Смириться, бороться или уйти?
– мы всегда прощали тех,
кто нас обидел, почему не сейчас?
– потому что мы стали умнее
/цитата из фильма/
“Говорят женщины“ (2022) – это фильм о женщинах, снятый женщиной по книге женщины, но, к сожалению, получивший Оскар только в номинации “Лучший адаптированный сценарий”. Даже больше – это феминистский фильм, и тем интереснее, что его действие происходит внутри сообщества меннонитов – последователь_ниц одной из старейших раннепротестантских церквей. Писательница Мириам Тейвс, выросшая в этой религиозной среде, вынесла оттуда эту историю и рассказала её в своей книге, придумав жизнеутверждающее продолжение.
На протяжении пары лет к нескольким десяткам девушек меннонитской общины по ночам являлись демоны, чтобы “наказать за грехи” – так им говорили старейшины, обвиняя самих пострадавших в случившемся.
Но однажды женщины выясняют, что эти изнасилования – творение не дьявольских сил, а живых мужчин из числа их соплеменников, которые насиловали их, усыпив транквилизаторами для скота. Меннонитки решают действовать, и оказываются перед нелегким выбором из трёх вариантов: смириться и остаться, как велит им религия; не смириться и бороться, что их религия порицает; либо уйти из общины и спасти от насилия себя и детей, но и тут всё нелегко – женщины в общине не умеют читать и писать (не положено), и про внешний мир почти ничего не знают из-за изолированного образа жизни.
Один час, сорок минут фильма – это преимущественно диалоги героинь.
Они перебирают возможные варианты действий и их последствия, говорят о прощении, о природе мужского насилия и власти, цитируют Библию, конфликтуют друг с другом, находят компромиссы, пытаются понять разные мнения – говорят простые, местами банальные речи, но очень веские и важные в контексте их миробытия и женской повестки в целом. В центре совещательного сеновала – три женские фигуры с разными позициями: Малике (Джессика Бакли) выступает за то, чтобы остаться, Саломе (Клэй Фокс) готова рвать и метать, Оно (Руни Мара) – за ненасилие и уход из общины.
Сцен жестокости в фильме нет. Как нет и авторов насилия. Есть только пострадавшие и их голоса.
Единственный взрослый мужчина в кругу женщин – школьный учитель Август (Бен Уишоу), выступающий союзником, и приглашенный для записывания слов говорящих. Август, отвечая на вопрос женщин, что делать с мальчиками-подростками, поднимает тему мужской социализации, которая бывает особенно опасной в (соо)бществах, основанных на власти сильного. Религиозный пацифизм меннонитов тоже не помог женщинам с безопасностью: отказ верующих от насилия в виде войн не распространяется на ненасилие в сторону женщин у себя дома.
Очень напоминает истории известных непоследовательных “пацифистов“ Толстого и Ганди, которые, декларируя идеи ненасилия, практиковали разные виды насилия в сторону своих жён. Ну да, женщины – ЭТО ДРУГОЕ.
“Говорят женщины” – это история сестринства и солидарности, метафора обретения голоса и силы. Силы, которая для сопротивления, а не насилия. И она понадобится нам всем. Серый визуал фильма не допускает в своё пространство ярких цветов. Их не может быть в атмосфере несвободы, неравенства и вытекающего из этого насилия. Я из тех киноманок, которые – не аудиалки, поэтому музыка в фильме обычно проходит мимо меня. Божественный саунд от исландской композиторки Хильдур Гуднадоуттир в полной мере я услышала (расслушала) только при третьем просмотре. Да, от крутых фильмов я не могу быстро оторваться. Рекомендую и вам не пропустить эту картину.