ВИЧ в СССР / О сериале “Нулевой пациент“

ВИЧ в СССР / О сериале “Нулевой пациент“

“Мы миллиарды тратим на войны,
а настоящий враг уже здесь”

 

Принесла вам новый российский кинопродукт, который стоит обязательно посмотреть. Семисерийный “Нулевой пациент” (2022) вышел недавно на платформе Кинопоиска и интересен как с исторической точки зрения, так и с активистской. Сериал рассказывает про возникновение ВИЧ-инфекции в Советском союзе, а важная тема ВИЧ в российском кинематографе поднимается поднимается катастрофически мало. Из последнего могу вспомнить только замечательный сериал Крыжовникова “Звоните Ди Каприо”

Изначально ошибочно считалось, что ВИЧ заражаются только проституированные женщины, гомосексуальные люди и наркоманы, а раз “людей из этих категорий в СССР нет”, то значит и инфекции нет.

На эту проблему советская власть не обращала должного внимания, пока не случилось массовое заражение в детской больнице в Элисте, где, кроме взрослых, заболело 75 детей. Создатели_цы “Нулевого пациента” ездили в столицу Калмыцкой республики, встречались с родителями умерших детей, и постарались рассказать эту тяжёлую историю максимально бережно. По словам сценариста Олега Маловичко “Эта трагедия – незажившая рана, потому что виновные не были наказаны, они толком даже не были обнаружены”.

И, к сожалению, это визитная карточка нашего советского прошлого: концы в воду и отсутствие тех, кто был бы ответственен за случившееся. 

В сериале нет ярко выраженного антагониста, даже поначалу зловещий КГБшник в исполнении Павла Майкова вскоре утрачивает этот флёр. Общий враг здесь – неизвестная болезнь, и два лагеря людей, выбирающие разные методы борьбы  с ней: одни выступают за гласность и информирование, другие – за замалчивание и сокрытие. Первую группу возглавляют три главных героя – педиатр из Калмыкии (Аскар Ильясов) врач-расследователь из Москвы (Никита Ефремов) и журналист газеты “Правда” (Евгений Стычкин). Вторая группа – это разного рода функционеры во власти, начиная от чиновников разных уровней до директора больницы в Элисте.

Старое противостоит новому: скрывать, чтобы не сеять панику среди людей, или открыто рассказать, чтобы дать граждан_кам информацию и развеять страх неизвестного?

Каждая сторона выдвигает веские доводы и пытается убедить другую, сообща занимаясь поиском нулевого пациента, чтобы изолировать всю цепочку контактировавших с ним и купировать вспышку. И, конечно, все эти персонажи – мужчины, они двигают историю сюжета, выполняют какие-то важные задачи, в то время как женские персонажи находятся на втором плане, и никакую важную роль не выполняют. Стандартный набор женских образов в сериале – это матери, жены, любовницы, младший медперсонал. Показательно, что девочка, лежащая в больнице, на вопрос “Кем она хочет стать” отвечает “медсестрой”, а не врачом или учёной. То есть даже в мечтах здесь для женщин авторы-мужчины установили “стеклянный потолок”. На этом фоне как “седло на корове” выглядит сцена с тирадой героини Элизаветы Шакиры, которая в одной из первых серий бунтует против “женского предназначения”, отказываясь готовить и рожать своему любовнику, но в конечно итоге всё равно приходит ко всему этому, ведь другого пути для женщин в этом сериале просто нет.

Тотальный мужской взгляд, набивший мне оскомину.

Их хорошего: художник и художница сериала воссоздали скупую эстетику, атмосферу и интерьеры конца 80-х, и сделали это насколько могли (а где не могли – пустили кадры хроники); есть актёры и актрисы неславянской внешности, что редкое явление для российского кино, ну и тема обязала создателей ввести в сюжет негетеросексуальных персонажей: здесь есть аж два полноценно прописанных героя-любовника, которые, что важно, наделены субъектностью (у них есть профессии, семьи). Ну и самое главное – сериал высвечивает из сухой статистики пострадавших отдельные семьи, отдельные судьбы и показывает их крупным планом: это Гиляна и Иван, потерявшие своего младенца, влюблённые даргинка Дина и калмык Костя, маленькая девочка Айса и другие. Взгляд создателей сериала чаще обращён к людям, он больше сочувствующий пострадавшим, чем осуждающий бездушных функционеров. Казалось бы, с последними всё понятно: пытаются сохранить себя и  Систему, но очеловечивающий мотив действует и в их сторону, и больше всего видоизменяет сотрудника КГБ, которого в одной из сцен ближе к финалу нам показывают в умилительной сцене, что выглядит странновато и неестественно.

“Нулевой пациент” очень важен, ведь по  масштабу трагедии и потенциалу ущерба возникновение ВИЧ в СССР сродни второму “Чернобылю”, и обо всём этом нельзя забывать.

Кроме того, тема мегаактуальная, ведь эпидемия этой инфекции происходит в России прямо сейчас.  Но что самое ужасное – из-за низкого уровня просвещения людей государством ВИЧ-инфицированный человек всё ещё в большинстве случаев воспринимается обществом как прокаженный, и получает ненависть и травлю, а незнание того, как ВИЧ передаётся, и что его носителем может стать любой человек, не позволяет людям вовремя обращаться для диагностики и лечения. Но есть и хорошая новость: сегодня мы живём в лучшее время – разработана терапия, и вовремя обратившиеся могут жить с положительным ВИЧ-статусом долгие годы. Так что советую при случае заглянуть в уфимскую “Позитивную среду” (тест займет 5 минут) или поискать ВИЧ-диагностирующие организации в своём городе.

Айсын Гайса