Великая Астрид
“Быть Астрид Линдгрен“ (2018) – шведско-датский фильм режиссёрки Перниллы Фишер Кристенсен.
“Дивное августовское утро. Солнце только встало, и астры на клумбе посреди двора приподняли отяжелевшие от росы головки. Как тихо повсюду на хуторе. И ни души. Нет, постойте: вот, увлеченно переговариваясь, идут две девчушки“, – так начиналось сочинение тринадцатилетней Астрид Эриксон (в будущем – Линдгрен), напечатанное позже в местной газете с рекомендацией: “…проба пера юного дарования, обладающего необыкновенным чувством стиля“.
Пожилая женщина сидит за письменным столом спиной к нам, рядом с ней мешки с письмами. Скованными артритом руками она бережно скрывает каждое письмо, разглядывает детские рисунки, слушает аудиокассеты, где дети Швеции поздравляют её с днём рождения – так начинается фильм “Быть Астрид Линдгрен“.
Для меня имя шведской писательницы в детстве было почти магическим. “Рони – дочь разбойника“, “Мио, мой Мио“, “Расмус-бродяга“, “Эмиль из Леннеберги“, “Братья Львиное сердце“ – названия этих книг впечатались в память, и кажется уже навсегда. Тогда очень хотелось прочесть все книги Астрид, но в нашей единственной библиотеке я нашла всего парочку. И как будто в утешение по телевизору тогда показали советский фильм про Пеппи Длинныйчулок: рыжеволосая бунтарка, конечно, не могла оставить равнодушным детское сердце.
Ах, Астрид. Однажды я прочту все твои книги. Закрою свой гештальт.
В Национальной библиотеке Швеции хранится более 75 тысяч писем, адресованных писательнице: ей писали дети и взрослые, слесари и домохозяйки, предприниматели и заключенные. Для всех этих людей она была своим человеком, щедро делившимся своей любовью к жизни через книги. Половина того множества писем написаны детским почерком. Тысячи шведских детей выросли, слушая по радио книги Астрид в авторском исполнении. Книги о доброте, чести, свободе, справедливости. “Борьба за мир во всем мире начинается в детской комнате, с воспитания будущих поколений“, – говорила Линдгрен.
“Быть Астрид Линдгрен“ – это фильм о жизни шведской писательницы до её писательской стези.
Непокорная юность в семье верующих, первые литературные шаги, работа в газете, нежелательная беременность в 18 лет, непонимание и разрыв с отцом ребёнка. Про будущую великую писательницу в этом фильме упоминается лишь косвенно: закадровый голос время от времени зачитывает детские письма, в которых её юные поклонники и поклонницы восхищаются или анализируют героев и героинь её книг. Центральный конфликт в фильме строится вокруг маленького сына Астрид, которого она больше 5 лет была вынуждена держать в соседней Дании (в фильме этот срок сократили до олного года). Ребёнок, отданный на воспитание другой женщине, долгое время отказывался принять свою биологическую мать, да и религиозные родители не были в восторге от внебрачного сына дочери. Фильм заканчивается всеобщим принятием: сын принимает мыть, семья принимает дочь и внука, а позже Астрид выходит замуж за Стуре Линдгрена.
Фильм Кристенсен получился очень тёплым, добрым и бесконечно весенним, с прекрасной игрой Альбы Аугуст и чудной музыкой Никласа Шмидта.
Писательская жизнь Астрид начнётся через 10 лет после событий, которыми завершается фильм: сочиняя своей заболевшей дочери рассказы про девочку Пеппи, она решит выслать рукопись в издательство, а позже напишет ещё 80 произведений для детей. Но это уже другая история и, возможно, в будущем – другой фильм о великой детской писательнице.