”Женщины ГУЛАГа”

”Женщины ГУЛАГа”

“Две России глянут друг другу в глаза:
та, что сажала, и та, которую посадили“
А. Ахматова (эпиграф к фильму)

 

“Женщины ГУЛАГа“ – российско-американский фильм режиссёрки Марианны Яровской, выпущенный в 2018 году. Это кино в своё время попало в шорт-лист “Оскара“ в номинации “Лучший документальный фильм“. Я периодически, как вспоминала о нём, гуглила, и вот недавно нашла на Ютуб (успейте посмотреть, пока не удалили). Удивило, что хронометраж фильма – чуть больше 38 минут. Видимо, я привыкла, что важные социальные темы в документальных фильмах обычно занимают не меньше двух часов, если смотреть видео сегодняшних ютуб-инфлюенсер_ок.

“Женщины ГУЛАГа” начинается с кадров митинга людей с красными флагами СССР и КПРФ, с портретами Ленина и Сталина. Потом мы оказываемся у памятника жертвам политических репрессий в СССР – Соловецкого камня в Москве, где ежегодно собираются люди, приносят цветы, зажигают свечи и вспоминают имена своих уничтоженных родственников и знакомых. Всё это – фон к историях 6 женщин, которые расскажут как прошли тюрьмы, лагеря и спецпоселения. Это Вера Геккер, Ксения Чухарева, Адиле Аббас-оглы, Елена Посник, Фёкла Андреева, Надежда Левитская.

Вот они,  великовозрастные и согребенные, чьи молодые годы пришлись на период террора и чьи жизни немаленьким куском отожрали пасти ГУЛАГов. Всё что осталось у этих женщин – увядающие тела и ещё слышимые голоса. Наверное, многие из них не пережили ковид. Хорошо, что режиссёрка нашла их раньше и задокументировала их воспоминания. “Суд был – чистая комедия”, – рассказывает одна героиня о своём прошлом, как будто комментируя специфику сегодняшних судебных процессов. Другая принципиально ест дома из таких же жестяных тарелок, какие были у неё в лагере. Третья говорит, что она “больная теперь, простите меня”, а  я думаю, что это нам стоило бы попросить у этой женщины прощения, потому что “всякий пред всеми за всех виноват”.

Режиссёрка в фильме не появляется: всё пространство отдано героиням и их историям, вокруг которых – две России: та, что оплакивает тиранов, и та, что оплакивает их жертв. Есть и третья – которой всё равно на историю, но она остаётся за кадром. Во время выхода фильма “Женщины ГУЛАГа” юридически существовал правозащитный центр “Мемориал”, который многие года занимался сохранением памяти о жертвах репрессий, а месяц назад российские власти его ликвидировали. Но нельзя затереть всё. Что-то останется. И многое зависит от нас. Когда кажется, что ничего уже сделать нельзя, всегда есть вариант – сопротивляться: продолжать помнить, говорить, писать, читать книги, сходить в музей ГУЛАГа, побывать в Пермь-36, а ещё в Москве сейчас работает выставка “Материл. Женская память о ГУЛАГе”, которая продлится до 15 марта этого года.

Ева Айсын