Что посмотреть. Александринский театр
Александринский императорский театр, старейший национальный театр страны, в 1832 г. получил невероятно красивое здание, построенное К.И. Росси и выходящее на Невский проспект. Театр до сих пор очаровывает прекрасными фойе, обилием позолоты, пятиярусным залом с Царской ложей и Хранителями, как благоговейно называют капельдинеров, одетых в смокинги и белые перчатки и помогающих гостям не потеряться в этом великолепии. Александринка всегда отличалась особым статусом, а театралы нередко вздыхали, что “всем хорош наш императорский театр, но только вот покровитель искусств Аполлон на своей квадриге скачет из него на всех парах“. Моя бабушка, учившаяся в Ленинграде в начале 1950 годов, до сих пор вспоминает, как ей не нравились спектакли Пушкинского театра.
Да и в наши дни уже привычно негодование по поводу постановок В. Фокина, получившего, кстати, в 2008 г. “Маску“ за “возрождение Александринского театра“. Но и сейчас в нём есть, что посмотреть. Я составила свой рейтинг спектаклей. И, чтобы он получился чуть более объективным, попросила поучаствовать ещё двоих прекрасных театралов. Стоит оговориться, что эти прекрасные театралы, в целом, тоже любят Александринку. Хотя никто из нас однозначно не воспринимает все спектакли.
В основу мы положили метод, используемый Петербургским театральным журналом. Всего десять мест. Первое место получает десять очков, последнее – одно. Спектаклей, которые приняли участие, – тринадцать, это все спектакли большой сцены, кроме “Иванов“ и “Невского проспекта“. Первый уже не идёт, а про второй не понятно, будут ли его кроме фестивальных случаев показывать. Остальные спектакли репертуарные и более-менее часто можно увидеть.
В итоге получилось следующее:
Место | Мой рейтинг | Рейтинг 2 | Рейтинг 3 | Итого |
1 | “КСЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ“ | “ЛИТУРГИЯ ZERO“ | “КСЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ“ | “КСЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ“ – 28 |
2 | “ГАМЛЕТ“ | “УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ“ | “ГАМЛЕТ“ | “ЛИТУРГИЯ ZERO“ – 23 |
3 | “РЕВИЗОР“ | “КСЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ“ | “ДВОЙНИК“ – | “ГАМЛЕТ“ – 21 |
4 | “ЛИТУРГИЯ ZERO“ | “РЕВИЗОР“ | “ГЕДДА ГАБЛЕР“ | “РЕВИЗОР“ – 18 |
5 | “ГЕДДА ГАБЛЕР“ | “ЖЕНИТЬБА“ | “ЛИТУРГИЯ ZERO“ | “ГЕДДА ГАБЛЕР“ – 17 |
6 | “СЧАСТЬЕ“ | “ДВОЙНИК“ | “СЧАСТЬЕ“ | “УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ“ – 15 |
7 | “УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ“ | “ГЕДДА ГАБЛЕР“ | “ИЗОТОВ“ | “ДВОЙНИК“ – 13 |
8 | “ИЗОТОВ“ | “ГАМЛЕТ“; | “РЕВИЗОР“ | “СЧАСТЬЕ“ – 10 |
9 | “ЖЕНИТЬБА“ | “ДЯДЯ ВАНЯ“ | “УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ“ | “ЖЕНИТЬБА“ – 8 |
10 | “ЖИВОЙ ТРУП“ | “ЧАЙКА“. | “ДЯДЯ ВАНЯ“ | “ИЗОТОВ“ – 7 |
11 | “ДЯДЯ ВАНЯ“ – 3 | |||
12 | “ЖИВОЙ ТРУП“ – 1; “ЧАЙКА“ – 1. |
Про “Литургию Zero“ уже было рассказано в связи с лучшими премьерами Петербурга. Поэтому здесь я напишу про другие два спектакля, занимающих лидирующие места:
В. Леванов. “Ксения. История любви“.
Премьера: 27 февраля 2009 года.
Постановка: В. Фокин.
Сценография: А. Боровский.
Когда-то давно прекрасный Д. Боровский ставил в прекрасном театре на Таганке «А зори здесь тихие». Точнее, конечно, было бы сказать, что спектакль ставил Ю. Любимов… вместе с Д. Боровским. Но в данном случае я хотела написать именно про последнего. Я никогда не видела этого спектакля. И никто из моих знакомых его тоже не видел.. И было бы странно мне про него что-либо говорить. Но всё-таки я рискну сказать. Был там один замечательнейший факт. В «Зорях…», как вы знаете, все девушки умерли. И тут уж ничего не поделать. Потому что умерли они действительно. Вот Д. Боровский и предложил, чтобы на поклон девушки не выходили. А по лестнице на выходе стояли бы свечи, по каждой из этих умерших.
После просмотра “Ксении“ у меня возникло такое же чувство: ненужности поклонов и аплодисментов. Это удивительно петербургский спектакль, каких мало в городе. Написанная современным драматургом, эта история о живом, настоящем и очень важном. Ксения – особая для города святая. Но мало кто над этим задумывается. Я всё это к тому, что если вы ничего не знаете про Ксению, кроме того, что она есть, посмотрите. Даже если у вас есть предвзятое отношению к фокинским спектаклям, посмотрите. Даже если он вам в итоге не понравится. Не жалейте о потраченном времени. Это взгляд на историю. С разных сторон. С очень неоднозначных сторон.
Может, он спасёт от чего-то… мирского… прагматичного по отношению к святым, желания которым мы загадываем… не знаю, от чего спасёт… может, вообще не спасёт. А просто что-то расскажет.
Это всё равно очень хорошо… И очень немало.
У. Шекспир. “Гамлет“. Драматургическая адаптация В. Леванова.
Премьера: 16 апреля 2010 года.
Постановка: В. Фокин.
Сценография: А. Боровский.
Мои неясные ассоциации с фокинским Гамлетом: стихи М. Цветаевой, а конкретно, вот эти два. “Диалог Гамлета с совестью“ и “Офелия в защиту королевы“. И этот рассказ В. Дорошевича, который при первом чтении был признан мной гениальным.
Ценность слова, магия слова, сила слова… Оспаривается? Вопрос так даже не стоит. В спектакле шум, гвалт, игра музыкантов (не привычная для слуха и кажущаяся некрасивой; не фальшивой, а именно некрасивой), пляски, как на балу у Воланда. Появление тени отца Гамлета – как шутка двух споивших молодого принца придворных. И среди этого хаоса – коротенькие, небольшие словесные оазисы.
И в них ясно, ярко, лаконично, просто фактами: предательство Офелии, подлость взрослых, уже не говоря об убийстве… и одинокость Гамлета, с отчаянием повторяющего: “Блядство выдаёте за наивность“. Шекспир – это предельно честно. Честно и откровенно. И, наверное, потому так страшно. Очень страшно.
Смешно-смешно в своей неправдоподобности был убит Полоний. Нежно-нежно в своём трагизме погибла Офелия. Казалось бы, совсем короткий спектакль, совсем мало текста, а всё разжёвано до первопричин действий всех героев.
Жаль, что зрительный зал считает началом спектакля только момент, когда гасят свет. И действо, действо, идущее при всех огнях, тонет в гуле разговаривающей публики.
Впрочем, даже когда свет погас, ещё долго продолжалось шептание.
Спектакль – это всегда интерпретация. И не всегда привычная. Бессильная ярость Гамлета, обвинение королевы, которую В. Фокин не оправдал. Её, сильно любившую сына и не знавшую о попытке мужа сжить его со света, он сделал не просто соучастницей, а главным режиссером происходившего. Король лишь жалко бегал за величественной женой, которая жаждала смерти сына.
И ещё, совсем личные впечатления. Это очень нежный спектакль. Не сопливо-нежный… Но нежный невероятно, разрывающе. И эта нежность пробивается через адский скрежет упорно и со всех сторон.