Новое лицо Ганнибала Лектера
В ряд известных нам фильмов о гениальном и извращённо-жестоком маньяке Ганнибале Лектере, американцы в 2013 году добавили одноимённый сериал, тоже снятый по мотивам культовых книг Томаса Харриса. И получилось весьма недурно, по крайней мере, первые два сезона, которые уже вышли на экран.
Большого интереса к фильмам о кровожадном докторе Лектере никогда не питала: если что-то и видела, то часто за компанию, а вот сериал села смотреть целенаправленно. И всё благодаря лицу датского актёра Мэдса Миккельсена на постере. Запал он как-то в мою зрительскую душу после главной роли в драме “Охота“, где сыграл воспитателя детского сада, незаслуженно попавшего под пункт ювенильной юстиции. Здесь из жертвы актёр переквалифицировался в душегуба, и, забегая вперёд, могу сказать, что 50% “погоды“ в сериале делает именно его скандинавская харизма. Неизменного Лектера в лице Энтони Хопкинса он, может, и не уделал, но серьёзную конкуренцию ему точно составил. Ганнибал Лектер в исполнении Миккельсена предстаёт перед нами рафинированным эстетом, знатоком изысканных рецептов, кулинаром, ценителем музыки, музицирующим временами за роялем. Кроме того, это известный практикующий психиатр, один из лучших. В общечеловеческом плане у доктора только один недостаток – он антигуманист, люди ценности для него не представляют, в его руках они всего лишь декоративные элементы для его живописных икебан и замысловатых в своей чудовищной красоте конструкций.
То, что происходит в двух вышедших на сегодняшний день сезонах, – это приквел к “Молчанию ягнят“, правда, действие сериала перенесено в наше время. Сюжет охватывает период жизни Лектера в зрелом возрасте, когда он, будучи хорошим специалистом в области человеческих отклонений, помогает ФБР расследовать дела серийных маньяков.
Еще два центровых персонажа в сериале – агент ФБР Уил Грэм (Хью Денси) и начальник отдела расследований Джек Кроуфорд (Лоуренс Фишборн). Первый психически нестабилен, но ФБР держит его у себя за уникальное умение смотреть “глазами убийцы“ и разгадывать его замысел. Второй – эдакий мудрый учитель, матёрый коп, который хоть и выглядит как мужчина предпенсионного возраста, но в рукопашном бою смотрится весьма эффектно.
Сюжет завязывается с того, что Кроуфорд рекомендует Лектера как психиатра для Грэма. И у доктора, не способного к эмпатии, возникает личный интерес пациенту. Как если бы один маньяк, тоскующий без достойной конкуренции, вдруг увидел в другом индивиде потенциального собрата. Весь сериал – это моральное (иногда переходящее в физическое) противостояние слишком чувствительного, неуравновешенного Грэма и бесчувственного выдержанного Лектера. Психологическая игра между ними, битва изощренных больных умов – основа сериала. Все остальные мелкие маньяки, появляющиеся почти в каждой серии, и их преступные творения идут фоном. Попутно Лектер вставляет в общую галерею кровавых инсталляций свои шедевры, но какие фрагменты этой мозаики – его рук дело, зрителю надо еще угадать. Временами в тандем “Грэм-Лектер“ включается и Джек Кроуфорд. Во втором сезоне, когда личность Ганнибала теряет свой статус-кво, этот треугольник сужается, и его участники начинают косо поглядывать друг друга и устраивать ловушки для разоблачения. Если в “Молчание ягнят“ при виде неприятного персонажа Хопкинса, не возникает сомнений, что перед тобой серийный маньяк-каннибал, то здесь фишка в том, что галантного милого Лектора трудно представить изощренным жестоким убийцей. Особенно в первом сезоне, где нет ни одного кровавого кадра с его участием. Он симпатичен зрителю, противоречив и многогранен. В этом плане создателям респект.
Массакры в фильме немного, кажется, что её ровно столько, сколько надо. Так что кровавости, как в последних частях сиквела “Пила“, например, не ждите. Здесь чаша весов клонится в сторону эстетики. А сериал действительно очень красив за счет костюмов, декораций, работы оператора, актерской игры – “Ганнибал“ стоит смотреть хотя бы ради всего этого.
Частенько бывает, высокая планка первого сезона в последующем не выдерживается, и дальше сериал начинает скатываться по наклонной, идея и сюжетные ходы мельчают, а я в очередной раз убеждаюсь о целесообразности своего принципа смотреть только первые сезоны. Не знаю, коснется ли это “Ганнибала“, но некоторые моменты второго сезона уже наводят на соответствующие грустные мысли. Впрочем, посмотрим. Впереди еще пять сезонов.