Комедия дель арте в Уфе

Комедия дель арте в Уфе

Уфимский театр в гриме De Bufo поставил спекакль в жанре комедии дель арте и показал его недавно в пространстве Арт-квадрат. Получилось не так, как могло бы быть, но сам формат яркий, и при некоторой работе может стать актуальным и популярным. Комедия дель арте (commedia dell’arte) – комедия масок, появившаяся в 17 веке. Она состояла из набора ярких характерных персонажей, простого сюжета и импровизации в режиме нон-стоп. Есть набор персонажей, у каждого – маска, образ, свой яркий характер. Есть простая канва действия, где влюбленные хотят быть вместе, а им постоянно кто-то мешает. Они проходят через все трудности (всё должно быть очень смешно) и, наконец, воссоединяются. Финал.

Что особенного? Зачем смотреть на сцены образца 17 века, где слуга хочет жениться на дочке человека выше его по сословию?

Всё кроется в подаче и образах. Комедия дель арте – площадное выступление, на котором достаточно жёстко высмеивалось всё. Конечно, всем нравится, когда кого-то высмеивают и, по сути, освещают городские новости в ироничном ключе, и всё это во время действия спектакля. Каждый персонаж имел свою маску и характер. А ещё артисты вытворяли различные акробатические трюки, играли на музыкальных инструментах, поли и танцевали. Много веселья и сарказма, что может быть лучше в конце рабочего дня?

Сюжет спектакля театра в гриме De Bufo строится вокруг злоключений влюблённой пары, которые не могут просто взять и соединиться в любви. Им надо избавиться от навязчивого конкурента на руку и сердце, добыть денег и получить отцовское благословение.

Арлекин – он же Меццетино, Труффальдино, Табарино. Тупой, как пробка, слуга в крестьянской рубахе с цветными заплатками. Выпендрёжник, удачливый сукин сын, постоянно влюбляется и попадает в приключения. Каким-то образом всегда выходит сухим из воды. Носит палку, чтобы херачить всех, кто бесит его. За это всем и нравится.

Ле Капитан – патриархальный, пафосный вояка. Носит гипертрофированную испанскую военную форму, что как бы намекает нам на отношение итальянцев 17 века к испанцам. Постоянно говорит про свои подвиги в постели и на поле боя, но на деле трус, лжец и хвастун. Если нужно сделать что-то решительное – толкает браваду и смывается. Периодически попадает под каблук к Коломбине, которая использует его, чтобы Арлекин ревновал. Тот в свою очередь исподтишка бьёт капитана палкой, что как бы показывает нам, как относится простой люд ко всяким вот этим пафосным товарищам.

Коломбина – объект вожделения всех мужских персонажей. Обычно она – служанка или чья-то дочь Доктора. Честна, порядочная, до свадьбы ни-ни, но крутит мужиками как хочет. Сюжет часто закручивается вокруг того, за кого же выйдет она замуж. Ждёт, пока претендент сам разберется со всеми проблемами, разбогатеет и выходит красивая под овации.

Доктор – ещё один бедолага, над которым все смеются. Всегда толстый и в чёрном. Похотлив и жаден. Тщеславен, преувеличивает всё, что может. Его интересует только то, что выгодно. Любит вино и говорить латинскими фразами. Другие персонажи нещадно обманывают его за то, что он бумер и слишком умный. Через него высмеивали науку, которая устарела, и оторвана от жизни. Такие знания скорее мешают прогрессу людей, как и его старомодность – счастью главных героев.

Панталоне – старый, чахлый дед-пердед. Похотлив и безнравствен. Хочет юных девиц, и чтобы никто не получил его богатства. Он олицетворение того, во что превратились молодые, амбициозные искатели приключений и венецианские купцы. Гордится прошлым и ничего не может сделать в настоящем.

В образах комедии дель арте высмеиваются стереотипы, отжившие идеи и отрицательные человеческие качества  И над всем этим яркий Арлекин, который молод, горяч, хочет быть счастливым и у него это всегда удаётся.

Сами образы и в 17, и в 21 веке актуальны. Старики со своими стереотипами высмеиваются, молодость со своим огнём попадает в переделки и становится умнее. Тщеславие, трусость, пафос – всё это высмеивалось через Капитана и Панталоне. А честь, смекалка, борьба за своё счастье находили отражение в молодом Арлекине. В их поступках люди могли видеть себя и борьбу за своё счастье, которая всегда заканчивается победой.

У De Bufo пока всё не так масштабно. Сейчас это весёлая, ироничная история без острот и двусмысленностей. Можно ярче, можно громче, можно добавить больше музыки и плясок. Спектакль неровный и местами внимание теряется. На него стоит сходить, чтобы посмотреть на простую ироничную историю с невинными (надеюсь пока что) шутками. И думаю, в дальнейшем театр не постесняется добавить сарказма и актуальности в текст, чтобы люди запоминали их штуки и пересказывали друг другу, а действие спектакля станет динамичнее.

Фото: Галарина Евремова.

P.s. Я начал вести театральный аккаунт в инсте https://instagram.com/performativ. По больше части я буду писать про спектакли в Уфе, но постараюсь и о спектаклях в других городах и тех, что есть в записи. Буду всем рад в подписках и постараюсь радовать хорошим контентом.

Сергей Першин