Симулятор школы /Летний фестиваль искусств ”Точка доступа”/ СПб
Школа была для меня не самым приятным временем. Из-за учителей, которые высмеивали мою неуспеваемость, я мечтал перед сном, чтобы что-то произошло, день начался заново и всё можно было бы как-то исправить. Одноклассники не принимали меня. В ответ на издёвки я начинал плакать (класса до девятого вроде). Правда, потом я понял, что это можно использовать, чтобы отстали и имитировал нытьё, но это было потом. Короче, это был ежедневный стресс со всех сторон.
Были и положительные моменты, конечно. Когда я закончил школу, я вышел со знанием, что не вернусь и скучать не буду.
Перформанс/спектакль ”Симулятор школы” (режиссёр Пётр Куркин) на Летнем фестивале искусств ”Точка доступа”(СПб) вернул меня на полтора часа в школу. Первое пространство – ”шлюз”, где объясняют правила игры. Можно смотреть всё, что угодно, читать любые переписки. Нельзя мешать клонам и не возвращать предметы на свои места. Клоны – это ученики 11-го класса, их задача повзрослеть за время участия во всех показал симулятора. Перед тем как начинается “симуляция”, каждый клон задаёт вопросы зрителю.
Какие воспоминания о школе? Каким ты был в 11 классе? Чем ты выделялся? Как к тебе относились одноклассники?
На основе ответов клон становится тем, кого он услышал. Конечно, у него нет задачи сыграть зрителя на 100%, это скорее информация для поведения во время симуляции. Каждый показ (каждая симуляция) прорабатывает истории, которые были собраны режиссёром и участниками во время подготовки. Сама ”симуляция”, это урок литературы (класс) и перемена (коридор, лестница). На нашем уроке разбирали ”Войну и Мир”. Что там говорили, меня не особо интересовало. Гораздо интереснее было взять смартфон и почитать переписки между одноклассниками, подслушать их разговоры, почитать их записные книжки. Увидеть сообщения, которые он/она не отправил(а), и потом осознать, как могла бы развернуться одна из историй между учениками.
Всё это часть постановки – их страницы в соцсетях, чаты, личные предметы. Всё создано для симуляции. Погрузиться в симулятор можно только узнавая их жизнь глубже, и влезая в неё.
Иногда тот клон, который в начале задавал вопросы, подсовывает записки с вопросом, что ему делать. Описывает ситуацию (отжали сигареты, девушка, которая вроде нравится, зовёт гулять) и нужно дать ответ. В зависимости от ответа он будет действовать. Вполне можно развернуть нешуточную драму. Учитывая, что девушка, которая его позвала, нравится другому парню, а этот парень вроде как нравится третьему парню, а ещё там две подруги поругались. КАРОЧЕ ТАМ ДРАМ НА 10 СЕЗОНОВ СЕРИАЛА ”ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ”. В конце зрители снова в шлюзе. У них спрашивают, узнали ли они себя, и задают вопрос, который остаётся без озвученного ответа: на какой вопросы ты не смог ответить в школе?
”Симулятор школы” позволяет пережить всё то время, но на безопасном расстоянии. Если повезёт, можно увидеть себя со стороны и понять, каким человек ты был.
После перформанса можно вступить в школьный чат, где ученики обсуждают с 10 до 11 вечера свои проблемы, и порой спрашивают у тебя совета. Все советы они воспринимают всерьёз и дословно. Получается, что нужно найти самые правильные и точные слова, чтобы тебя поняли как надо. Для этого нужно научиться быть взрослым, если ещё не удалось это сделать. Я думаю, это главное в спектакле. Помогая повзрослеть клонам, ты взрослеешь сам. Видя себя со стороны и давая советы, которые точно повлияют на чью-то, пусть и вымышленную, жизнь.
Фото: с сайта tochkadostupa.spb.ru