Гонзо-фильм от Сокурова
Кому нужна Франция без Лувра,
или Россия без Эрмитажа?
Кем бы мы были без музеев?
/из фильма “Франкофония“/
Зная Александра Сокурова как режиссёра художественных фильмов, приятно удивилась увидев в его фильмографии необычную по формату картину “Франкофония“ (2015). Документальным этот фильм назвать нельзя: в нём есть актёры, играющие исторических персонажей, есть Александр Сокуров, играющий самого себя, есть его вымышленный друг – капитан корабля, есть даже два карикатурных призрака! В этом фильме Сокуров делает что хочет и как хочет, так что при определении жанровой разновидности этой картины само собой напрашивается слово “гонзо-фильм“.
По форме “Франкофонию“ можно отнести к аудиовизуальной инсталляции.
Смешивая воедино прошлое и настоящее, документальное и игровое, героев выдуманных и когда-то существовавших, режиссёр говорит о том, о чём прямо говорить у нас не принято.
Фильм начинается со сцены в рабочем кабинете Сокурова, где режиссёр через скайп общается со своими другом – капитаном корабля Дерком, везущим груз с предметами искусства сквозь бушующий океан. “Не надо было этого делать“, – говорит ему раздосадованный Сокуров, видя как волны нещадно терзают судно. Неспокойный океан – метафора стихийности истории, в которой, комментирует Сокуров, “нет ни смысла, ни совести“. Далее камера оператора Брюно Дельбоннеля, который в своё время снимал и сокуровского “Фауста“, переносит зрителя на улицы Парижа, показывая город с высоты птичьего полёта: “Об этом городе я в последнее время часто думаю. Ведь где-то здесь Лувр…“
В “Франкофонии“ Александр Сокуров сопровождает зрителя по Лувру и делится мыслями по поводу увиденного.
Но даже не это здесь главное. В фильме автор реконструирует историю Лувра в период немецкой оккупации во Вторую мировую, когда этот великий французский музей мог исчезнуть. Но Лувру повезло. Немалую роль в этом сыграли две исторические личности: директор Лувра Жак Жожар и представитель Рейха, историк искусства Франц Вольф Меттерних. Как начальник отдела охраны памятников “Kunstschutz“, Меттерних должен был переправить экспонаты Лувра в Германию, но не спешил этого делать… История с Лувром – тот случай, когда два должностных лица – победитель и побеждённый – приходят к единому знаменателю в своём отношении к искусству.
В “Франкофонии“ высвечивается вопрос: что важнее – идеология или искусство, и почему представители одной и той же цивилизации уничтожают культурные ценности друг друга.
В начале фильма Александр Николаевич обращается к Толстому и Чехову, которых показывают лежащими в гробах. “Проснитесь!“, – взывает к ним режиссёр, будто желая спросить у них совета в волнующих его вопросах.
Призрак Наполеона Бонапарта, которого Сокуров встречает в залах Лувра, уверяет, что войны он вёл исключительно ради искусства, что большая часть экспонатов Лувра – его военные трофеи.
Сокуров задаётся вопросом, оправданы ли потери человеческих жизней спасением шедевров искусства? Правы ли были французы, отдавшие свою страну Гитлеру и подставившие Лувр под угрозу исчезновения? Показывая кадры блокадного Ленинграда и проводя параллель с Эрмитажем, в стенах которого жители умирающего города сколачивали гробы, Сокуров даёт понять, что в нашем случае другого выбора не было. Коллекции двух музеев были спасены, но спасены разной ценой.
Тему главного российского музея Сокуров, конечно, обойти не мог: в его фильмографии есть гонзо-кино и про Эрмитаж.
“Русский ковчег“, вышедший в далёком 2002 году – это фильм от первого лица снятый одним дублем, где закадровый голос Сокурова ведет беседы с европейским аристократом, гуляющим по Эрмитажу. Как и в “Русском ковчеге“, в “Франкофонии“ автор напрямую обращается к героям своего фильма – и это один из самых проникновенных моментов в нём. “Фильм не получается“, – говорит Александр Сокуров в одной из сцен, вероятно имея в виду, что фильм про музей, заказанный руководством Лувра, превратился в фильм-размышление, и в итоге заказчик от него отказался. Но работу режиссёра не обошло интересом жюри Венецианского фестиваля, где “Франкофония“ завоевала два Золотых льва.
“Франкофония“ – это авторский монолог об искусстве и его отношении с государством, фильм-рефлексия, фильм-призыв.
“Я пытался своим фильмом вложить вам что-то в души. К вашему разуму обращаться бессмысленно“, – весьма резко высказался режиссёр на одной из пресс-конференций.