“Мастерская Петра Фоменко“ в TheatreHD
Но как я счастлив… что я не пишу
и писать дребедени многословной,
вроде “Войны“, я больше никогда не стану.
/ из письма Л.Н. Толстого к А. А. Фету/
В прошлый пятничный вечер TheatreHD показал на экране Синема Парк Галереи Арт спектакль “Войну и мир. Начало романа“ театра “Мастерская Петра Фоменко“. Для сведения: эта постановка – трижды лауреат премии “Золотая маска“ 2002 года, и имеет большой успех не только в России: его показы шли в своё время во Франции, Италии, Испании, Японии, Германии, Сербии.
Темой разговора Петра Наумовича со зрителем стала первая часть романа – неполный первый том – от событий в салоне Анны Павловны Шерер до отъезда Болконского на войну. Что единственно необходимое и почти невозможное сотворил Фоменко из “Войны и мира“? Он отказался от буквального прочтения в лучших традициях восхищения классикой.
Он просто взял и стал соавтором Толстого.
Каждый актёр в спектакле воплощает несколько образов, тем самым давая понять, что актёры не играют роли – они просто играют. Комичность некоторых серьезных персонажей и ситуаций поначалу вводит в недоумение. Светские беседы на французском, которые ведут герои, смешны; баловство маленькой Наташи ну никак не ассоциируется с чуткой, тонкой Ростовой Толстого; или как вам князь Андрей, примеряющий подушку как треуголку Наполеона? Как известно, он мечтает о славе не меньше наполеоновской. Отец Андрея тоже хочет видеть сына героем, почти треплет его по плечу на прощание, но одёргивает руку. Через такие мелочи режиссёр ярко характеризует своих героев.
Всё это делает спектакль лёгким, оставляя поднятые проблемы как никогда тяжёлыми.
Пётр Фоменко ещё ни разу не шёл на поводу у вкусов среднестатистического зрителя. Его задача – дотянуть его до определенного уровня мышления.
“Война и мир. Начало романа“, возможно, не так изящна и изобретательна как, например, его же “Три сестры“ (не путать с недавней уфимской версией). Тем не менее в этой постановке нет излишнего драматизма Толстого, нет шикарных декораций – у Фоменко они предельно функциональны. Аскетизм в работе художника прекрасен: сцена с идеально выстроенной геометрией создаёт атмосферу, в которой актёры – и есть сама сцена. Действо, где герои через рамы дверей попадают из одного места в другое, из одного настроения в следующее, почти гипнотизирует!
Замечательно то, как в спектакле будущее вплетается в настоящее. Например, в сцене, где маленькая Наташа танцует вальс с Пьером Безуховым. В романе, как мы помним, это произошло когда героиня была уже взрослой. Или песня о возвращении князя с войны – герои спектакля исполняют её время от времени, но каждый раз всё печальнее и печальнее, будто предчувствуя будущее. Ведь участие в войне князю Андрею по сюжету только предстоит.
Видения будущего – как сны людей, желающих что-то изменить в своей жизни, но безропотно подчиняющихся действительности.
Камертоном спектакля стало всеобщее предощущение чего-то неизбежного: ещё жива Лиза, Андрей ещё не покинул дом. Воздух вокруг героев накалён до предела. Всех волнует война, но каждого по-своему. Главный вопрос, который задают себе все герои – зачем идти на войну? И режиссёр отвечает.
На мой взгляд, спектакль по всеобъемлющему роману столпа русской классики должна быть именно такой.
Повтор спектакля – 22 мая в кинотеатре “Родина“.
Фото: luxorfilm.ru.