Что не так с “Тремя сёстрами“?
Если не дают чаю, то давайте
хоть пофилософствуем!
/из спектакля “Три сестры“/
Премьера 27 театрального сезона в Национальном молодёжном театре им. Мустая Карима – спектакль “Три сестры“ режиссёра Ирины Зубжицкой.
НМТ нередко обращается к русской классике: в последние годы на его сцене можно было увидеть “Грозу“ Н. Островского, “Вишнёвый сад“ А.Чехова, “На дне“ М. Горького. Темы, поднятые писателями и драматургами начала прошлого века, не теряют актуальности и по сей день. Мы живем в современном мире с его большими возможностями, но в отношениях и взглядах людей вокруг нас мало что изменилось.
Три сестры – Ольга, Мария и Ирина Прозоровы – до умопомрачения мечтают о переезде в Москву, из которой они уехали в провинцию 11 лет назад вместе с братом Андреем, тоже мечтателем: Андрей грезит наукой и видит себя профессором московского университета. Идут годы, но в жизни членов семейства Прозоровых к лучшему ничего не меняется: они обрастают нелюбимыми супругами, нелюбимой работой и, наблюдая угасание мечты, погружаются в трясину тщеты и страданий. Вам это ничего не напоминает? Может быть ваших знакомых, жалующихся на ненавистную работу, но ничего не делающих, что бы найти другую? Или друзей, считающих, что Уфа – ужасный город, но продолжающих в ней жить? Как много людей вокруг вас окружили себя ненужным и демонстративно несут свой страдальческий крест? Смесь инертности с мазохизмом? Менталитет? Не знаю. Знаю только, что слова старшей сестры Ольги, сказанные младшей Ирине – яркий пример проявления абсурдности бытия и антигуманизма по отношению к ближнему:
“Милая, говорю тебе как сестра, как друг, если хочешь моего совета, выходи за барона! (Ирина тихо плачет) Ведь ты его уважаешь, высоко ценишь… Он, правда, некрасивый, но он такой порядочный, чистый… Ведь замуж выходят не из любви, а только для того, чтобы исполнить свой долг…“
Подобное нередко можно услышать и сегодня, например, от родителей, коллег по работе, родственников, которые, конечно же, желают нам добра, но сами того не осознавая мостят дорогу в ад.
Со спектаклем “Три сестры“ было что-то не так с первой его минуты. Актёры сильно наигрывали, или, говоря на зрительском языке, переигрывали. Как правило, хорошая игра вовлекает зрителя в спектакль, подключает его к действиям на сцене, а плохая лишь вызывает вопросы, которые я задавала себе в попытке объяснить происходящее. Итак, если так всё задумано, то для чего? Почему реализация этой задумки не выглядит гармонично? Почему я не вижу в актёрах внутреннего проживания своих героев? Почему речь, мимика, жесты актёров не соответствуют обстоятельствам, в которых находятся их герои? В итоге драматического накала в конце второго акта не получилось, а финальная развязка смазалась.
Две женщины, сидевшие рядом со мной, после антракта не вернулись. Парень в соседнем ряду откровенно дремал. Связано ли всё это с качеством спектакля? Может быть люди пришли в театр уставшими или вспомнили про включенный дома утюг – не знаю. Могу достоверно сказать только за себя: я к “Трём сестрам“, показанным на сцене Молодёжного театра, осталась равнодушна.
И вероятно оттого, что я не смогла увлечься спектаклем, в мои глаза все три часа бросались неблаговидные детали сценического пространства, которые ещё больше портили впечатление от постановки. Говорят, дьявол кроется в мелочах: в завёрнутом крае ковролина, о который весь первый акт спотыкались актёры, в пустом графине, из которого герои наливали невидимый коньяк и имитировали (!) его распитие, в вертикальных перекрытиях, которые в сцене застолья не отодвинули, и всё происходящее за столом было полускрыто от глаз зрителей, сидящих на боковых местах в зале. В порыве самокритики я начала думать, что, может, край ковролина завёрнут с умыслом? Может актёры по сценарию должны были об него спотыкаться? Но на этот вопрос я всё же получила бессловесный ответ… от работника театра, который в антракте вышел на сцену с молотком и прибил мешающий кусок напольного покрытия. Занавес.
Фото: из группы НМТ во Вконтакте.