Достоевский в миниатюре
Вы ведь в курсе, что в уфимском Театре Юного Зрителя “Маска“ можно увидеть постановки не только для детей, но и для взрослых? В прошлом году мы писали про “Сотворившая чудо“, а в марте этого года в ТЮЗе поставили спектакль “Мальчики“ по мотивам романа Ф. Достоевского “Братья Карамазовы“. Увидев в ноябрьской афише эту постановку, мы с сестрюнями направились в ТЮЗ. Было очевидно, что нам покажут инсценировку какой-то одной части многогранного романа русского классика. Но ничего не зная об исходных данных спектакля, я предполагала, что под “мальчиками“ подразумеваются три брата Карамазовых – и что мне предстоит увидеть историю их семьи, как в недавнем балете Бориса Эймана.
Но оказалось, что спектакль режиссёра Юрия Карманова поставлен по пьесе Виктора Розова “Мальчики“.
И пьеса содержит историю второстепенных в романе Достоевского персонажей – членов бедствующей семьи отставного штабс-капитана Снегирева. В “Мальчиках“ главным героем истории становится юный Илюша Снегирёв, а из семьи Карамазовых полноценным участником действа будет только Алёша. В то время как старший сын семейства – Дмитрий возникнет на сцене только в начале спектакля – для того, чтобы эту историю запустить:
пьяный Дмитрий избивает у трактира отставного штабс-капитана Снегирёва, это видят школьники, в том числе сын Снегирёва Илюша.
“Мальчики“ – это спектакль о трагедии маленького человека. Причём маленького не только в прямом, но и в переносном смысле. Маленький человек – это Илюша, который в силу возраста и детской, ещё не окрепшей психики, не в состоянии вывезти эту психологическую травму – унижение своего отца, который для него – всё: любимый человек, опора и авторитет. При виде этой сцены, в сердце мальчика рождается бунт. Перед нами маленькое существо, которое борется за честь отца и своей семьи. Маленький человек – это и сам Снегирёв, который в силу своего низкого социального статуса и положения не имеет возможности добиться справедливости.
Любовь к своему сыну, гордость и крохи чувства собственного достоинства — всё, что у него есть.
Игра Алины Латыновой (Илюша) и Виталия Андреева (Снегирёв) приковывала моё внимание сильнее всего. Актрисе и актёру удалось передать боль своих персонажей, и это чувство несправедливости и бессилия отзывалось и во мне.
Перед Ларисой Стрелец стояла непростая задача – уместить декорации на небольшой сцене так, чтобы создать атмосферу произведения. Получилось отлично: левая боковая часть сцены была отдана богатому интерьеру дома Хохлаковых, правая – бедняков Снегирёвых, а задник был обрамлен зимним пейзажем деревни с церковью на горизонте.
Мы все рождаемся с каким-то набором привилегий, но большинство из нас их не осознает. Но “кому много дано, с того много спросится“.
И Алёша Карамазов, вступивший на путь гуманизма и помощи людям, это понимает. Именно он становится центром притяжения школьников, которые ещё недавно бросали в Илюшу камнями, а сегодня их сердце полно сострадания. Дети повторяют то, что видят у взрослых. В истории с Илюшей они сначала “отражали“ Дмитрия, унижая одноклассника, а потом “отражали“ Алёшу – выражая сочувствие ему же. Дети – сосуд, что мы в них поместим, то и вызреет. А значит ответственность на нас – взрослых. Влияние Алёши Карамазова сказывается и на его невесте Лизе Хохлаковой (Полина Решетникова) – своенравной и взбалмошной девице, которая с малолетства “научена“ мучить окружающих, прикрываясь своей немощью. Окружение Лизы воспринимает её как “обиженную“ жизнью, и только Алёша ставит её на одну ступень с собой. Потому что угнетённым не нужна наша жалость, им нужна поддержка через равное к ним отношение. Как будто в подтверждение этого Лиза встаёт со своей инвалидной коляски – на ноги. И тут можно провести параллель с положением женщин в патриархате – мы с детства встаём на колени, взвалив на себя бетонную плиту “должна“ и “надо“, и потом из-под этой плиты делаем невыносимой жизнь других.
Потому что ничего другого не знали ни наши бабушки, ни матери. Но для чего тогда мы здесь?
В спектакле знаковой персонажкой мне видится Варвара Снегирёва (Ангелина Полетаева) – старшая дочь отставного штаб-капитана. У Варвары мало слов, но её героиня несёт в себе большой посыл. Варвара мечтает поступить на курсы в Петербурге, и отец о ней говорит что-то вроде “хотела уехать и права женщин получить, но мы её деньги проели“. Как известно, Достоевский в вопросах женской эмансипации придерживался более-менее адекватных взглядов (в отличие от большинства интеллектуалов своего времени), поэтому могу предположить, что Варвара – это образ женщины будущего, которая пока что бессловесна и бездеятельна, и может только наблюдать происходящее, но её время однажды придёт.
Фото: из группы ТЮЗ “Маска“ во Вконтакте.