Москва музейная. Часть 2
Продолжаю тему “Москва музейная“. Вторая часть будет посвящена двум большим музеям Москвы, новым и современным в сравнении с предыдущими двумя, о которых было написано в части первой.
Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) позиционирует себя как первый российский музей, специализирующийся в области фотографии. Был основан в 1996 году как “Московский Дом фотографии“ по инициативе искусствоведа и режиссёра кино Ольги Свибловой. На входе нам сообщили, что на январских вход в музей бесплатный. Из-за большого количества посетителей в гардеробе не хватало вешалок – пришлось подождать пока они освободятся.
МАММ – это 7 этажей просторных выставочных залов с концептуальным минималистичным оформлением белого цвета.
Попали мы в него в удачное время: в музее проходили крупные выставки работ двух интересных личностей 20 века – идеолога русского авангарда Александра Родченко и режиссёра Сергея Эйзенштейна. Оба творца работали во имя будущего и внесли большой вклад не только в российскую, но и в мировую культуру.
На первых трёх этажах музея разместилась большая выставка “Опыты для будущего“, посвященная творчеству Александра Родченко. Большинства знает Родченко как советского фотографа, который внёс в этот вид искусства метод диагональной композиции.
Родченко первым начал применять крупные ракурсы и превратил фотографию из средства, фиксирующего прошлое, в пространство для конструктивного мышления, где форма сливается с функцией, а роль фотографа кардинально меняется.
По словам устроителей уникальность выставки в том, что она отражает все этапы творчества Родченко, всецело раскрывает масштаб его личности и её многогранность. Поле интереса авангардиста не ограничивалось только фотографией, художник работал в области живописи, скульптуры, дизайна, кино, театра – говоря современным языком Родченко был мультимедиа-художником своего времени.
Выставка включает его картины, графику, линогравюры, трёхмерные объекты, фотомонтажи, архитектурные модели, эскизы декораций и костюмов к театральным и киноработам, фрагменты фильмов, над которыми работал Родченко и, конечно же, его фотографии. Одна из самых известных фоторабот Родченко – снимок Лили Брик для плаката “Ленгиз“.
Основоположник советской рекламы был дружен с Маяковским: вместе они работали над рекламными плакатами для ГУМа, Моссельпрома, Добролёта; Родченко оформлял обложки для журнала “ЛЕФ“, редактором которого был Маяковский. “Творить новое надо новыми средствами выражения“, – считал Родченко, и своими работами заложил основу для художников новых поколений.
Выставка продлится до 12 февраля 2017 года.
Вторая выставка в МАММ – “Монтаж аттракционов“, посвящённая творчеству легендарного советского кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна. В нескольких залах выставлены его рисунки, наброски к фильмам, эскизы к костюмам и декорациям для спектаклей (а рисовал Сергей Михайлович мастерски!), личные вещи, фотографии со съёмок кинокартин, плакаты к фильмам – в том числе две работы Родченко для “Броненосца “Потёмкин“ – а также десятки мультимедийных экранов, транслирующих фрагменты хрестоматийных фильмов классика советского кинематографа.
Экспозиция выстроена хронологически (от ранних работ к самой монументальной кинокартине “Иван Грозный“), раскрывает все этапы творчества режиссёра и демонстрирует его приемы воздействия на зрителя, которые Эйзенштейн сначала подробнейшим образом разрабатывал в рисунках, потом переносил на экран.
Название выставки отсылает к фундаментальной статье “Монтаж аттракционов“, написанной молодым Эйзенштейном в годы работы в театре. “Аттракцион – это всякий агрессивный момент театра, рассчитанный на эмоциональное потрясение зрителей“, – писал режиссёр и своими революционными методами планировал упразднить институт театра. Но до переворота в театре дело не дошло – новатора увлёк кинематограф: идею максимального потрясения зрителей Эйзенштейн перенес в кино и свои первые фильмы стал делать как набор аттракционов, что и получило название “монтаж аттракционов“.
После этой выставки мне захотелось посмотреть/пересмотреть все фильмы Эйзенштейна с иного ракурса – с позиции зрителя, вооружённого ключами и паролями к дверям творческой лаборатории великого кинорежиссёра.
Выставка продлится до 10 марта 2017 года.
С работами Эйзенштейна нам предстояло встретиться и в следующем музее.
Музей современного искусства «Гараж»
В этот январский день цифровые билборды Москвы оповещали население об аномальных для столицы морозах (-25 градусов) и призывали не выходить из дома. Мы с товарищем, натянув на нос шарфы, бодро шагали в “Гараж“ – в музей о котором много слышали, но ни разу не видели.
Сайт “Гаража“ сообщает, что это культурное учреждение Москвы было основано в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем, и является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры.
Снаружи здание музея напоминает ангар для самолетов или гараж для большегрузных машин и полностью оправдывает своё название.
У входа дверные створки плавно разъехались, впуская нас в просторное помещение, где в глаза бросилось уютное кафе – в него мы и направились, чтоб согреться и перекусить перед походам по музею. Забегая вперёд скажу, что в “Гараже“ есть отличный книжный магазин с умеренными ценами, в котором много книг по живописи, искусству, кино etc. Приобрела там книгу эссе Джона Бёрджера “Фотография и ее предназначения“.
В залах музея нас ждала масштабная и зрелищная выставка “Свидетельства“, которая объединила работы трёх крупных мастеров разного времени и пространства – гравюры Франсиско Гойи, рисунки Сергея Эйзенштейна и картины Роберта Лонго. Несмотря на то, что эти художники служили разным силам своих эпох: Гойя – монархии и церкви, Эйзенштейн – государству, Лонго – арт-рынку, всех их объединяет роль активных проводников глобальных трансформаций в мире, где они были новаторами в искусстве своего времени.
Вектор выставки был смещён к картинам Роберта Лонго, американского художника-гиперреалиста, который был также приглашённым куратором проекта. Возможно, вы смотрели снятый им фильм “Джонни-мнемоник“ с Киану Ривзом в главной роли.
Так, называя двух своих давно ушедших коллег по выставке своими учителями и объектами исследования, Лонго объяснил соседство их работ с его собственными. Все три художника обращались к разным средствам визуализации, но на этой выставке их роднил графический монохромный способ передачи мыслей. Надо сказать, на фоне крупноформатных рисунков американца Лонго гравюры Гойи и рисунки Эйзенштейна смотрелись довольно-таки скромно, но не растеряли своего магического действия.
Глядя на картины Роберта Лонго, написанные углём на белых листах, с трудом веришь, что перед тобой не увеличенные на плоттере фотографии – так виртуозно они выполнены. “Мне нравится осознавать, что так рисовали пещерные люди. То есть моя техника – одна из старых в мире“, – говорит художник. Основные темы работ Лонго – война, религия, природа, человек. В его картинах – освидетельствованиях нашего времени – тонкой линией проходит пацифистский мотив: в изображениях российского и американского истребителей-бомбардировщиков, несущих смерть из-за белоснежных облаков, башен-близнецов в момент их атаки 11 сентября или устрашающей красоты выросшего “гриба“ от ядерного взрыва.
В следующей статье – про Музей истории ГУЛАГа.
Фото: автора.