”Под одеялом” the Театр
Материалом для постановки спектакля ”Под одеялом” уфимского проекта The ТЕАТР стали рассказы молодого драматурга Антона Бескоровайного, а жанр обозначен как ”спектакль-ощущение”. Это не классический спектакль, где вы сидите и смотрите на происходящее действие. Зрителя погружают в пространство, где он самостоятельно путешествует и выстраивает для себя историю про что-то своё. Здесь человека ведёт собственное любопытство, а не режиссёрский замысел. Вас погружают в пространство воспоминаний разных людей об их детстве, об опыте взросления и общения с родителями. Пытаться выстроить сюжет здесь не имеет смысла. Истории самодостаточны, и после каждой есть время порефлексировать. Само пространство поделено на 9 маленьких комнат. Где-то ты сидишь в темноте и слушаешь рассказ девочки, которую отказывается принимать мама. В другой в окружении фото военных лет, каких-то книг и предметов быта 20 века слушаешь радио про то, каким был дедушка, в душе которого навсегда осталась жить война. Каждое пространство имеет своё название, очередности никакой нет, но последняя точка обязательно должна быть ”Счастье”.
Говорить, что там – огромный спойлер, но как бы вы себя не чувствовали во время хождения по спектаклю, там вам будет тепло, обещаю. После спектакля я задумался, что, возможно, именно неконвенциональные постановки больше всего погружают нас в новое пространство и дают нам новый опыт.
Если бы это был спектакль, где актёр или актриса на сцене разыгрывали сцены из своей семейной жизни, то этого было был недостаточно, чтобы испытать это на себе. Да, мы бы ассоциировали какие-то истории с собой, но не проживали бы их вместе с актёром. Не для всего нужна актёрская игра. В ”Под одеялом” есть комнаты, где никто не играет, но ты соприкасаешься с историей непривычным образом и от того она становится тебе ближе. Актёры спектакля только доносят до нас текст, но в общем контексте этого вполне достаточно. У каждого своё ”Под одеялом”, но почти всё родом из детства, как и все наши проблемы и причины не быть счастливыми. Не то чтобы каждый монолог или история это какая-то жесть, нет. Просто после каждой вспоминаешь что-то своё и внутри звонит колокольчик, оповещающий, откуда растут ноги у какого-нибудь загона. И при этом всё очень тихо и душевно. Зритель раскрывает сам себя и не страдает для страданий. Никто не давит на жалость, не стремится ДРАМАТИЧНО ПРОИЗВЕСТИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, не тянет из вас слёзы. Вы испытаете катарсис в тишине, без шока и трагедий. Потому что жизнь, при правильном взгляде, драматичнее любого спектакля.
Фото: из группы The ТЕАТР в вк.