Все мы немножко… женщины
Есть в современной драматургии такой ход – делать текст ради получения эмоциональной реакции зрителя, которая наделяется статусом самоцельности. То есть драматург не ставит перед собой сверхзадачу довести зрителя до катарсиса или заставить задуматься о чём-то высоком. Важны лишь голые эмоции – слёзы, страдание или омерзение. Ставить такую пьесу тяжело. Нужно привнести в текст то, чего там нет – смысл. И сделать это исключительно на актёрской энергетике и сценографии.
Проект “the TЕАТР“, тем не менее, сочинили из пьесы “Рыдания“ Кшиштофа Бизе спектакль, в котором сошлись потрясающая сценография и сильная попытка сыграть вообще всех женщин.
“Рыдания“ в постановке Алсу Галиной – это три монолога женщин разных поколений: матери, дочери, бабушки в исполнении Тамары Адамовой. Но о чём?
Первая героиня страстно, до вожделения, хочет пальто и, заполучив его, разрезает на лоскутки. То ли тем самым показывая, как она обошлась со своей мечтой, то ли ставя точку на своей жизни, дескать “у-меня-не-будет-счастья“. Весь путь от возникновения желания до получения желаемого мы следим за героиней с той же страстью, с какой она желает получить ту частицу счастья, о которой мечтает. Однако, в итоге ни она, ни зритель этого счастья не получают. Вторая героиня – дочь-подросток, которая хочет джинсы и готова была ради них на всё. У обеих происходит подмена духовных понятий материальными. Первая хочет уважения к себе, как к личности, и это у неё выражается через ношение красивого пальто. Вторая хочет быть “королевой класса“ и для этого ей нужна модная шмотка. Третий монолог принадлежит бабушке. Уже всё повидавшей, испытавшей и умершей. Она верит, что выиграет деньги в лотерею, ведь “у неё система“. Она говорит с образом покойного мужа, прижав к себе его любимую куртку. Бабушка – единственная из троих, которая хочет счастья для других, и даже готова поделиться деньгами с бандитами. Но всё что она получает – пустоту. Как и её внучка, и дочь. Может быть потому, что все трое желали не того, в чём нуждались. Ни одна не задавала себе вопрос, который должна была: “А чего я действительно хочу?“.
Монологи героинь условно делятся на две части: одна – при свете на фоне белой стены (как при расстреле или допросе), где они рассказывают о бытовых моментах своей жизни, другая – в темноте, когда в свете проектора появляются тени-образы из прошлого, воспоминания и сны.
Эти фактурные образы “театра теней“, выстроенные режиссёром А. Галиной, наполняют спектакль нотами исповедальности, к которой стремятся героини Т. Адамовой.
Через сценическое решение спектакля зритель видит всё, что действительно волнует героев: отсутствие счастья и пустота, отсутствие семьи при наличии близких родственников.
Спектакль “Рыдания“ ударяет по эмоциям, кому-то даже по нервам. Безучастным не оставляет. Но и к цели не приводит. И дело здесь скорее всего в тексте, который изначально предполагает лишь выбивание эмоций. Тем не менее Т. Адамовой удалось за один час рассказать обо всех нас: старых, молодых и тех, кто в среднем возрасте. И не только женщин, но и мужчин. Потому что если всё-таки героини, желая нечто материальное, втайне мечтали о духовном, то такая подмена понятий – проблема всех. А если о внутренней пустоте, которую нечем заполнить, то это касается тоже всех. Однако все три героини рыдали и говорили, лишь для того чтобы выговориться, выплеснуть то, что уже нельзя держать внутри. Возможно всё строилось ради этого. Тогда зрители, получив шквал эмоций, могут быть в восторге, ведь как было сказано после, на обсуждении: “Спектакль бьёт! И это главное!“.
Фото: со страницы Проекта “the TЕАТР“.