“А зачем мне Лёша?“
Недавно уфимский проект The ТЕАТР вывесил афишу с мероприятиями, которые можно будет увидеть в мае в онлайн-формате. Зрителям и зрительницам предлагается записаться на просмотр, а после показа поддержать театр донатом. Я выбрала спектакль “Лёша, который устроился на работу, на которой не платят“ по пьесе волгоградского драматурга Алексея Битюцких. Спектакль в жанре Stand Up, возрастное ограничение: 18+.
Першин тоже был на онлайн-показе, так что после мы решили по устоявшейся традиции обсудить увиденное в личке. (Предупреждаем: в тексте много спойлеров).
Ева: Несколько слов о спектакле. Лёша, выведенный в название, на сцене не появляется. Полтора часа мы слушаем монолог его жены Тани в исполнении Тамары Адамовой – её рассказ о том, как её Лёша устроился на работу, на которой не платят. И Таня решает устроиться на вторую работу, и становится вебкам-моделью. О чём по-твоему этот спектакль? Ведь мы могли увидеть разные посылы.
Першин: Мне кажется, это должна была быть история про то, что женщина при проблемах в семье берёт на себя и вину и ответственность и пытается всё решить, как будто это только её проблема. Её муж в данном случае безучастен и думает только о своих мечтах и жизни, но до этого история не дотягивает, из-за того, что создатели сбивают настрой.
Ева: История прекрасная. Для меня это про то, что часто девочек учат брать излишнюю ответственность за окружающих – очень часто дети исключительно на плечах жены, там же муж, его тоже надо обслуживать, а если есть пожилые люди, то и они на ней. Ключевой для меня стала фраза/мысль “Зачем мне Леша?“, к которой приходит героиня к концу спектакля. Что он делает будучи членом этой семьи, если преследует только эгоистичные цели, работая на работе, где не платят? Лёша никакой, денежно не вкладывается в семейный бюджет, и судя по всему в постели тоже как бревно. Во имя чего героиня идёт на жертвы, откуда в ней эта готовность переступить через себя ради мужа? Почему эгоизм мужчины воспринимается как норма, а женщине он не позволен? Всеми этими вопросами просто критически важно задаваться каждой женщине, потому что вот это всё – не частный случай Тани и Лёши, это системное проявление нашей культуры. Я так и не поняла, в финале спектакля Леша нашел оплачиваемую работу? Что вообще с ним стало, кроме того, что он неудачно попытался повеситься?
Першин: Ну, у них появился ребёнок и это всё, что нам становится известно в финале. Насчёт работы можно только догадываться, по идее он шёл увольняться. Ну, он, конечно, мудак, но, видимо, но, как персонаж, своей рефлексии не лишён. К тому же вполне вероятно, что автор просто не уделил внимания этому вопросу.
Ева: Ну да, он же разбил ноут жены, значит сложил дважды два – задался вопросом почему она начала заниматься проституцией.
Першин: Возможно, в спектакле заключена идея, что мужчина начинает думать о том, насколько сложно женщине, только когда пересекается какая-то пиздецовая черта, которая касается его Эго. Я себе представил так, что он уволился и понял, что это всё из-за него. И что Тане будет лучше, если его не будет. Поэтому и на работе повесился, чтобы типа на работодателя переложить вину, чтобы, по его логике, её меньше беспокоили.
Ева: Любопытная версия. Но вернусь к ключевой фразе “Зачем мне Леша?” – это замечательный, очень верно поставленный вопрос, который открывает широкое поле для рефлексии современной женщины, ведь очевидно, что пресловутое “женщина без мужа – неполноценна“ в наше время потихоньку теряет актуальность. А значит стоит подвергать сомнению навязанные нам обществом модели поведения и жизнеустройства. Что такое семья в идеале? Это союз двух зрелых ответственных людей, территория поддержки и взаимности. Мы видим, что в семье Лёши и Тани – перекос, типичный для патриархальных отношений – и как ты верно сказал, Таня вынуждена взять ответственность за, казалось бы, взрослого человека (“у него же мечта“), и идёт заниматься проституцией, чтобы им было что есть.
Першин: Только проституция – не точное слово, но это роли не меняет, да.
Ева: С чего это не точное? Вебкам – это проституция. Ещё: отсутствие Лёши в спектакле прекрасно. Это подчеркивает его безучастность, то, что он — никакой. И это только подкрепляет вопрос: А нахрена мне Лёша? В финале мы видим, что их семья разрослась, то есть, если поведение Лёши качественно не изменилось, то к концу спектакля у Тани уже два ребенка: муж и чадо.
Першин: Это да.
Ева: Ещё одна особенность постановки – она снимают табу с “запретных” тем. Кажется, это первый спектакль в Уфе. где говорят про анал.
Першин: учитывая, что мимы из De Bufo молчат, а в гостеатрах нельзя даже нарисованные груди показывать, то the Театр в целом единственный театр, где возможен разговор про члены и прочее.
Ева: Я даже хочу крупными буквами это прописать: ВЛАГАЛИЩА, ЧЛЕНЫ И АНАЛ.
Першин: Можно так статью назвать – ВЛАГАЛИЩА, ЧЛЕНЫ И АНАЛ, и отправить в журнал “Рампа” (от ред.: журнал о культуре Башкортостана)
Ева: *смеётся*
Першин: Героиня Тамары Адамовой в некоторых моментах похожа по исполнению на некоторые предыдущие свои работы. Сцена, где она выбирала бельё, сильно похожа на монолог из “Рыдания”, где она выбирает пальто.
Ева: Да, тоже пыталась вспомнить, где я такую героиню уже видела, и поняла, что в “Рыданиях”.
Першин: Барабаны на сцене – что есть, что нет, особо не работали.
Ева: Барабанов мне было мало, в финале поняла зачем они стоят на сцене, увидела, что задействованы удачно, особенно в том месте, где героиня имитирует оргазм, и при этом ускоряясь бьёт по барабану, и я пожалела, что они большую часть спектакля они простояли просто так….
Першин: Что касается темы спектакля, я не думаю, что у них получилось раскрыть её полностью. Я не понял, как именно они хотели донести историю. Больше с комедийной точки зрения или с драматичной. Как будто знаешь, вот идёт драма и тут есть фраза, которая может звучать иронично и даже комедийно, и они её такой делают, и это ломает всё.
Ева: Я много смеялась. Безрадостная реальность героев хорошо подана через юмор. Комедия или драма? А нельзя ли тут сказать про многожанровость?
Першин: Многожанровость – это когда смешиваются формы общения со зрителем. Но это должно быть ещё и удачно. Ладно, я приведу другую метафору: вот у тебя романтическое свидание и вы оба ждёте, что всё закончится катарсисом. Но, кто-то из вас отвлекается на телефон, или сбивает романтический настрой неуместными разговорами либо серьёзными, либо слишком смешными.
Ева: Может в этом и смысл? Типа рвать шаблон?
Першин: Это не рвать шаблон, это когда хотят всё и сразу. И получается не комедийно, а угарно. Ещё местами казалось, что они как будто не могут наметить цель спектакля и её достигнуть, это как ты пошла в магазин, но по дороге куда-то сворачиваешь – пару раз прикольно конечно, но потом начинаешь думать «может, блять, в магазин уже пойдём а-а-а-а-а».
Ева: А чья это ответственность? Если драматург так написал пьесу….
Першин: Донесение цели через действие, слово – это задача режиссёра и актёра, в самом тексте что-то вообще может быть не очевидно. Текст сейчас – это направление, а не обязательная вещь к исполнению, тут всё зависит какую задачу поставит режиссер-постановщик и как это будет исполнено. Это как с ироничным смайликом: типа если его поставить к любой фразе – то получается сексуальный подтекст. Это типа шутка такая, но выглядит прикольно. Также и здесь: любую фразу можно сказать по- разному, так что да, это их задача.
Ева: А что ты вкладываешь в слово “угарный“ и чем он отличается от “комедийного“?
Першин: Это разные интонации и посылы, мне кажется, комедийность – это когда ты в контексте какого-то серьёзного разговора добавляешь иронию, отсылки. Если мы говорим про драму. И тем самым ты обогащаешь спектакль, а поугарать – это когда ты добавляешь юмор ради юмора.
Ева: Ладно, понятно. Прежде чем завершим, у меня только один вопрос: задонатил?
Першин: Нет, я фрилансер-сммщик с кредиткой с которой нельзя перевести деньги.
Ева: Как удобно… А я задонатила ровно половину обычной стоимости их спектаклей, потому что поддерживать такие театры важно.
Першин: я им проводил подробную консультацию по smm недавно, так что, думаю, я заслужил разочек просто спект посмотреть.
Ева: Вообще смысл доната в том, что он предполагает добровольность: поддержку по возможности, так что всё норм, я думаю.
Фото: из группы The ТЕАТР во Вконтакте.