(Осторожно: в тексте есть спойлеры)
Сейчас я хочу зайти не в своё поле: философию. Фейербах берёт систему власти и убирает с её верхушки бога. И ставит туда человека. С его лёгкой руки гуманизм начинает (и продолжает) победное шествие. Он даёт нам феминизм, инклюзию, защиту прав темнокожих, людей с “нетрадиционной“ ориентацией, даёт нам кризис гендерной идентичности, да вообще все вот это.
Но если во главе системы власти стоит человек, то это значит, что именно ему дана власть. И косвенным порождением гуманизма становятся фашизм и геноцид (привет, Летов!). Почему? Потому что Стенфордский эксперимент. Потому что эксперимент Милгрэма о подчинении, который воспроизводится с пугающим постоянством во многих обществах и классах. Если рядом стоит достаточно авторитетный человек и говорит: “Продолжайте“, люди ставят рычаг на максимум. И тут приходят постструктуралисты. И такие: “Хей, чуваки, если мы не сломаем структуру, то система насилия и власти будет воспроизводить сама себя! Бога возвращать не надо, всё ок. Но давайте обратим внимание на саму пирамидку власти? На ее цемент, на ее камушки, на чертеж, на её примитивную архитектурку, на то, какие люди попадают на верхушку“.
Возвращаясь к сериалу. Именно в нём я ясно увидела цемент и камушки пирамиды власти. И поняла, почему у меня никогда не получалось в неё встроиться, почему в ней душно и противно. В предпоследней серии мы видим мир до “свержения“ насильника. И каждый кадр показывает, что власть его была легитимна: что её поддерживали все – от руководства до уборщицы.
Это был лев, который не задумывался, что лань может испытывать боль. Он просто осуществлял свое право. Если бы не было этого льва, была бы такая же полновластная львица-самодурка, львёнок, тигр, большой баран или любое другое “животное“, которое наделено властью и может использовать её в полной мере.
Сцена изнасилования была территорией водораздела: мой парень повторял: “Ну вот тут я бы встал и ушёл“. А я понимала, что нет. Не эта женщина, не в этот момент, не с этим мужчиной уйти просто не могла. Мне было отвратительно смотреть, как ведущий “соблазняет“ практикантку. Он ставит свой любимый фильм, он говорит только о себе. Да, его намерения поверхностно похвальны: он хочет успокоить барышню теми способами, которые были бы эффективны для него. Но, чёрт подери, а спросить её? Посмотреть ее любимый фильм? Узнать ее эмоции и желания? Увидеть рядом с собой человека, личность, а не мясо? И самое обидное, что мясом себя чувствует и эта девушка. Она уже внутри этой структуры насилия, а ты в ней либо мясо, либо хищник. Уволенная звукорежиссёр, оказавшаяся в такой же ситуации, со слезами на глазах рассказывает, что после секса с насильником стала чувствовать себя незначительной, лишенной личности, обесчеловеченной.
Это именно то, что происходит во властной иерархии. Человечность заменяется функцией.
Возвращаемся к постструктуралистам. Они дали нам постмодернизм (который всем давно остопиздел), но его активно подхватили и уже выхолостили дочиста. Но кроме этого я вижу, что сейчас из трудов этих философов начинает прорастать в поп-культуру и что-то действительно интересное: идея анархии, нового безвластия, разрушения структуры подчинения. Возможна ли работа коллектива новостного телешоу без иерархии и насилия, основанное на инициативе, внимании к желаниям и уважении? Наверное, мы увидим это во втором сезоне. Или не увидим.
Анархия всегда была таким пугалом властной верхушки. “Вот уйдет условный “пиночет“ и начнётся страшная анархия, право сильного“. Но люди не просто так растут в атмосфере гуманизма, не просто так сражаются за равноправие и толерантность, не просто так, как на дрожжах, растут благотворительные проекты и волонтёрство. Если зёрна идеи безвластия упадут на эту почву, то они смогут дать интересные всходы.