Фантасмагория безвкусия

Фантасмагория безвкусия

Недавно в прокат вышел “Орлеан“ – фильм в редком для русского кинематографа жанре фантасмогория. Снял его режиссёр Андрей Прошкин, известный по исторической картине “Орда“.  В основе “Орлеана“ лежит одноимённый роман именитого сценариста Юрия Арабова, который и написал сценарий для этого фильма, как, собственно, и для “Орды“ в своё время.

При слове “фантасмогория“ ожидаешь чего-то мистического и в меру безумного, а в голове сразу возникают бесноватые образы из “Мастера и Маргариты“.

Трейлер “Орлеана“ так же обещал нечто интересное, яркое и необычное, да и актёрский состав располагал к просмотру фильма. Так я и оказалась в зале кинотеатра. Вы заметили, что сейчас по трейлерам можно узнать весь сюжет кинокартины? Хотя один из принципов создания этого ознакомительного видеоролика заключается в том, чтобы не обнаруживать перед зрителем сюжетные “изгибы“. С трейлером “Орлена“ та же странность.

С первых же кадров зрителю открывается живописная в своей злачности картина Богом забытого провинциального городка под названием Орлеан, где некоторые жители погрязли в грехах и забыли для чего живут. Главных персонажей трое – парикмахерка, хирург-гинеколог и начальник полиции. В один прекрасный день к ним является незнакомый мужчина, вручает визитку с надписью “Экзекутор“ и обещает скорую кару за все их грехи. В первую треть фильма интерес держится за счёт  интриги – кто же такой этот экзекутор? Собрат приспешников Воланда или материализовавшаяся Совесть? Но с момента, когда троица греховодников начинает делать всё, чтобы избавиться от него, сюжет резко становится скучным из-за своей предсказуемости и вялотекущести.

Если вылить на холст все краски и по нему пальцем вывести слово “Мораль“, то получится образное описание фильма “Орлеан“.

Ведь всю дорогу кажется, что создатели не сочли нужным изобразить на своем кинохолсте что-то цельное, эстетически приглядное, и подкрутить гайки так, чтобы киноконструкция не разваливалась на глазах зрителя. Поэтому куски умерщвлённой плоти, вытаскиваемые из утробы, или брызги крови из распиливаемой жертвы не находят идейного оправдания и вызывают лишь унылое омерзение, провозглашая торжество чернухи на экране. Гигантский кот, вписанный в одну из сцен, а также яркие декорации, элементы шапито и прочее, призванное создать стилистику балаганного гротеска, смотрятся оторвано и бессвязно, как неудачно пришитая на дыру заплата. Ближе к финалу таких заплат становится больше и они выпирают в виде невнятных символов – тут вам и зашивание век крупный планом, и секс на фоне бушующего урагана, который кажется сотрёт греховный Орлеан с лица земли.

В то же время этот фильм нельзя взять и обозвать плохим словом из пяти букв, потому что от края пропасти его удерживает яркая актёрская игра.

Елена Лядова феерично сыграла вульгарную парикмахерку Лидку, хотя для меня самой блистательной ролью актрисы, кажется, так и останется её Грушенька из сериала “Братья Карамазовы“. Приятно удивил Олег Ягодин, ранее известный мне только как музыкант-лидер екатеринбургской группы “Курара“. Специализирующийся на абортах хирург Рудик в его исполнении получился этаким уставшим от жизни харизматичным эрудитом, терзаемым древнерусской тоской. По одной роли судить, конечно, сложно, но актёрствует он, кажется, лучше, чем поёт. Виталий Хаев отлично воплотился в матёрого стража порядка со шрамом в полщеки, а Виктор Сухоруков – в неубиваемого въедливого экзекутора. Во всём остальном “Орлеан“ выглядит неуклюже сотворенным трешевым балаганом с безвкусно поданной тривиальной моралью.

sobaka

Ева Айсын