Портрет Глории Стайнем

Портрет Глории Стайнем

Режиссёрка Джули Теймор, снявшая много лет назад “Фриду”, снова обратилась к личности мощной женщины. Художественный фильм “Глории” (2020) – экскурс в жизнь и деятельность одной из заметных активисток женского освободительного движения в США. Фильм вышел в прошлом году, и рискует остаться незамеченным российской зрительницей. Давайте не допустим этого.

Глория Стайнем забралась в моё сердечко после сериала “Миссис Америка“, где была одной из центральных героинь. Да что уж там, Стайнем – моя ролевая модель фем-активистки: умиротворённая, мудрая и объединяющая, продвигающая принципы горизонтальности (“в фемдвиже нет главных“) и инклюзивности (“феминизм – для всех женщин*“). В фильме нам показывают несколько ипостасей героини – 5, 13, 25 и 45 лет, и эти Глории переодически оказываются в одном пространстве и разговаривают между собой, а на деле – в воображении Глории. Это её разговор с собой, путь рефлексии, осмысления прошлого и настоящего. Взрослая Глория как будто обнимает себя маленькую, юную и взрослеющую. Даёт поддержку самой себе через пространство и время.

В Глорию 45 лет перевоплотилась актриса Джулиана Мур: мягкость в общении при крепкости взглядов, узнаваемая причёска и фактурные очки. 

В фильме нет стандартной сценарной схемы “завязка-конфликт-развязка”, повествование течёт размеренно и выхватывает разные этапы жизни Стайнем, вырисовывая портрет личности в разрезе её семейной и общественно-гражданской деятельности: отношение с отцом, работа журналисткой в New York Magazine, приход в фемдвиж, создание вместе с соратницами женского феминистского журнала “Мs“, дружба c Вильмой Манкиллер – первой женщиной, ставшей вождём нации чероки и т.д. Реальная Стайнем появляется в финале: в одном автобусе рядом с четырьмя Глориями – как пятая возрастная ипостась. И символично, что автобус уносит их всех вперёд, в будущее, где у феминисток (у нас) ещё много работы. “Глории“ – очень теплый и вдохновляющий фильм про женщин, узнавших, что сестринство и борьба – это путь к освобождению, и выбравших для себя эту жизненно важную стезю.

Ева Айсын