Женская власть

Женская власть

Хэй! А не сделать ли нам в “Собаке Павла“ подрубрику “Фемкниги“, где вы сможете читать обзоры на феминистскую литературу? Начну с самой верхушки того большого айсберга, что зовется феминизмом – то есть с популярных книг для широкого круга читательниц. Впрочем, уже начали, отзыв на фемкомикс  уже был. А сегодня расскажу про книгу Залины Маршенкуловой “Женская власть: как перестать быть приложением к мужчине“.

 

После нашумевшей рекламы Reebook в России (“пересядь с иглы мужского одобрения…“) Залину можно назвать одной из самых известных российских феминисток. Начну с названия книги. Да, оно замечательное, потому что сразу и раздражает, и настораживает, и пугает. От большинства людей, далёких от темы феминизма, я ожидаю такую реакцию в головах: “Какая дерзость! Ишь, чего захотели!“ Вангую, что самые запуганные при словах “женская власть“ представят тот “матриархат“ (который существует исключительно в головах некоторых), оснастив его самые жуткими своими фантазиями а-ля “угнетать и уничтожать мужчин“. Но на деле всё, конечно же, безобидно, и зиждется на радикальной для патриархата мысли “Женщина – тоже человек“. Ведь женская власть – это про то, чтобы получить власть над своей жизнью, своим телом и своим временем, быть полноправной властительницей своей единственной жизни, разорвав цепи, состоящие из “должна“ и “надо“ – аннигилировать прутья клетки, куда нас всех пытаются засунуть с рождения, а большинство женщин уже…

Если вы читает паблик и телеграм-канал Залины “Женская власть“, то многие главы и формулировки вам будут знакомы.

Книга выглядит как компиляция всего ранее сказанного и написанное авторкой с целью донести до широкого круга читателей. Если вы часто слышите слово феминизм, но не было времени вникнуть в его суть – то эта книга для вас. А если вы в курсе матчасти феминизма, то это книга – отличный подарок для ваших подруг, друзей, родственников_иц и знакомых, которым вы хотите помочь открыть глаза на беспощадность патриархата и всего токсичного, что из него вытекает. Залина пробегает по всем основным темам фемповестки, посвятив каждой теме отдельную небольшую главу: про гендерные стереотипы, слатшеминг, репродуктивное давление, миф про “материнский инстинкт“, виктимблейминг, ситуацию с гендерным насилием в обществе и много другое.

Кроме того, авторка разместила на полях книги QR-коды, которые ведут на тематические статьи в известных российских медиа типа Wonderzine, Medusa, The Village и др.

Вообще-то “Женская власть“ будет полезна и для женщин, выбирающих женщин, то есть находящихся в лесбийских отношениях. Потому как патриархат мощен, и запускает свои щупальца везде и всюду. Мало что ли лесбопар, перенявших у патриархального общества вот это разделение в семье на “мужика“ и “жену“, когда одна берёт на себя  ответственность за всё, а другая – красивое приложение при ней, готовое обслужить по первому требованию. В итоге вместо союза двух равноправных людей, люди получают перекос власти в отдельно взятой паре, и из этого перекоса растут ноги разного межличностного говна – созависимые отношения, экономическая зависимость, абьюз. Но Маршенкулова придерживается в качестве примера гетеросексуальные отношения, да и большей частью основывается на своем примере и опыте.

Трудно не заметить, как практически с каждой страницы книги звучит “Я классная, будь как я, делай как я“.

И всё это, конечно, неплохо, но надо понимать, что привилегии у людей различны, и одних мотивирующих слов маловатовато. Чтобы самой рулить своей жизнью, надо для начала взрастить свою самоценность, а это либо в психотерапии, либо как-то ещё. Завершается книга очень трогательным эссе Залины про историю в детстве, в котором фигурирует пирожное “картошка“.

Краеугльная цитата из книга:

Хватит переживать, что о тебе думают другие, хватит бояться быть не ТАКОЙ, хватит подчинять свою жизнь и внешность тому, что сказал партнёр или сосед. Степень твоей великолепности от наличия или от отсутствия партнёра не меняется. Ты отдельная личность, а не приложение к мужику. Хватит пытаться заслужить любовь и выслуживаться перед чьими-то ожиданиями “какой женщина должна быть“. Пусть система ломается об тебя, а не ты об систему. Женщина, как и всякий человек, может быть ЛЮБОЙ, какой захочет.

При всей полезности этой книги, есть в ней и капля дёгтя. Частенько замечаю, что от некоторых представительниц нерадикального феминизма идёт риторика, стигматизирующая радикальных. Суть этого убеждения примерно такая: “негативные стереотипы вокруг феминизма возникают из-за действий радикальных феминисток“. И это стало общим местом – указать пальцем в радфем и сказать: “всё из-за них“. Так и Залина раза два в книге наступает на эту лепёшку. При этом я охотно понимаю чувства и мотивы такое пишущих, ведь действительно, есть агрессивно настроенные феминистки, которые атакуют других феминисток, и да, их по определению может быть больше именно среди радикальных феминисток.

Но как радикальная феминистка, которая не поддерживает агрессию, хейт и насилие как инструменты борьбы, я против обобщения и наделению демоническими качествами отдельно взятую группу.

Думаю, что восприятие феминисток зависит сугубо от степени прошаренности стороннего человека в феминизме: сначала индивид негативно воспринимает всех феминисток, потом, начав разбираться в матчасти и поняв, что феминизм – это неплохо, начинает делить нас на “правильных“ и “неправильных“ (представительницы либерального феминизма при этом оказываются в выгодной позиции). Но следующая ступень эволюции – это пойти в матчасть радикального феминизма и понять, что и там нет абсолютного зла и пропаганды насилия, а если кто-то выбирает нести хейт и агрессию в массы, то это выбор этой конкретной индивидки. И да, их может быть немало. Но это не даёт оснований сводить проблемы, исходящие от этих индивидок, ко всей группе радфем. Потому что сообщество разнородно, а экстраполяция – не самый лучший метод познания, тем более, когда общий враг настолько силен, а мы такие маленькие и разделённые на кучки. Одним словом, коли уж мы делаем общее дело, получать очки за счёт стигматизации других течений феминизма – не очень честный ход, к тому же один из самых распространенных когнитивных искажений нашего мышления.

Ева Крестовиц