“Брачная история“

“Брачная история“

“Брачная история“ режиссёра и сценариста Ноа Баумбака – хороший фильм про супружеские отношения, претендент на кинопремию “Оскар“ в 6 номинациях.

Супруги Николь (Скарлетт Йоханссон) и Чарли (Адам Драйвер) – творческие люди. Он – режиссёр подающего надежды театра, она – актриса в этом театре. Карьера обоих партнёров пошла наверх после начала совместной деятельности. Чарли в отношениях всё устраивает, а Николь считает, что в её карьере затык, потому что муж ограничивает её и не даёт развиваться в полной мере – всё это путём мягкого доминирования со стороны Чарли. То есть в жизни Николь всё происходит так, как хочет супруг. Николь опасается, что закрывая глаза на такие “вроде бы мелочи“, которые впоследствии составят уже целый ряд мелочей, она в конечном счёте окажется у “разбитого корыта“ своих амбиций и мечт.

Для нашей культуры непривычно, когда пары расстаются по причине “я с ним не развиваюсь“.

У нас надо, чтобы муж бил или хотя бы изменял, чтобы общество сказало: “ну да, куда деваться“. Во всех остальных случаях окружение с большой вероятностью будет транслировать, что “надо держаться за мужа, а то пропадёшь“, “как же дети без отца…“, сохранять ячейку общества и проч. Для меня “Брачная история“ продолжает тему, поднятую в американском кинематографе кинокартиной 1979 года “Крамер против Крамера“, которая показывает проблему неравенства возможностей в гетеросемьях, и где героиня Мерил Стрип бунтует, желая самореализации вместо воспитания сына. В “Брачной истории“ тоже видна своего рода попытка подвергнуть критике устоявшийся механизм, когда свои интересы и желания муж позиционирует как “наши договоренности“, а про желания жены говорит: “ну, мы это обсуждали и всё“. В итоге Чарли перетягивает одеяло на себя, и со стороны это может быть не очевидно, но Николь не может этого не замечать, потому что она у себя – на первом месте, и ситуация её в корне не удовлетворяет.

Образ Николь чужд для нас, потому что это женщина, которая ставит свои личностные интересы выше интересов своего мужа, понимая, что её жизненное амплуа шире, чем рамки “жена, мать“.

Часто можно услышать фразу, что “за спиной каждого успешного мужчины стоит женщина“, которая подразумевает безвестную, обслуживающую его интересы, жену или партнёрку. Пришло время задаться вопросом, а на кой нам это нужно, подруги? Вишенкой на торте в этом фильме представляется пламенный монолог адвокатки Норы в исполнении Лоры Дерн, которым она, как рапирой, протыкает раздутый многовековой шар патриархата, и он со звуком “псссссс“ уносится под кровать забвения. Лора уже получила “Золотой Глобус“ за лучшую женская роль второго плана, виват.

Не ждите от этой картины динамики и саспенсов, это медитативное кино, где рекомендуется просто наслаждаться игрой всего актёрского состава, ведь она прекрасна.

Ева Айсын