Как оценивать памятники женщинам

Как оценивать памятники женщинам

Придумала алгоритм оценки памятников женщинам по пятибалльной шкале. Пользуйтесь, пожалуйста. 

Если вы увидите новость, что в вашем городе или другом населённом пункте ставят памятник женщине, или на ваше возмущение, что памятников женщинам ничтожно мало, кто-то говорит “Ну вот же памятник женщине, чего тебе/вам не хватает?“, то предлагаю критически взглянуть на этот объект, в частности, и ситуацию в целом, воспользовавшись моей пошаговой инструкцией:

1) смотрим, была ли женщина реальной личностью? Или снова сваяли нужный патриархату собирательный образ – матери, бабушки, поварихи etc, фреймируя пресловутое “женское предназначение“? Если женщина выдуманная ставим памятнику ноль, дальше тут делать нечего, а если реально жившая – один балл.

2) ищем ноги, то есть определяем полноценный ли это памятник во весь рост, какие обычно ставят мужчинам? Женщинам такие ставят очень и очень редко. Обычно нам перепадают только бюсты –  что тоже неплохо, но катастрофически недостаточно. К тому же бюстов женщинам у нас в республике – всего пара штук.

Итак, если ноги у памятника обнаружены – о чудо! – ставим ещё один балл.

3) выясняем, не сделал ли его из говна и палок какой-нибудь кринжовый ваятель, так, что эстетическая ценность работы стремится к нулю, и глядя на памятник думаешь “лучше бы его не было!“. Примеры: памятник снайперке Наталье Ковшовой в Уфе и певице Хание Фархи в селе Верхние Татышлы. Обе работы выглядят жутковато из-за эффекта зловещей долины и какашечного цвета. Халит Галиуллин дарит свои работы городским и сельским муниципалитетам, а те, видимо, принимают их по принципу “дарёному коню в зубы не смотрят“. И, кажется, что эти два изваяния – и есть все имеющиеся в республике памятники реальным женщинам в полный рост. Получите-распишитесь.

Но если вдруг при осмотре памятника окажется, что с художественной ценностью у него всё ок, то добавляем ещё балл.

4) оцениваем памятник на наличие мужского взгляда, так называемого “male gaze“. Скульпторам часто свойственно сексуализировать фигуры женщин: выпячивать грудь, округлять бедра и тому подобная объективация. Если такое дерьмо не обнаружено – ещё балл.

5) Также балл ставим, если авторство принадлежит скульпторке. Если в Советское время они творили в Башкортостане, то сейчас мне не известно ни одной женской работы.

И завершая, у меня для вас нерадостная новость: на сегодняшний день в Уфе нет ни одного памятника женщине на 5 баллов. Можно найти лишь парочку на двойку. Одним словом, проблема невидимости женщин-исторических персон в городском и культурном пространстве столицы и республики налицо, и ситуация вопиюще несправедливая.

Для тех, кто против каменных памятников в облике города: понимаю ваше возражение; разумеется, память о великих женщинах можно сохранять иными визуальными решениями, более современными и интересными, но у нас и таких нет. Так что требовать привычных памятников – это  разговор на понятном большинству языке “каменных изваяний“, очередная попытка поднять эту важную тему.

А сколько памятников женщинам в вашем городе или другом населённом пункте?

Ева Айсын