Три билборда Мартина МакДоны

Три билборда Мартина МакДоны

Пьесы ирландского драматурга Мартина МакДоны до Уфы ещё не добрались. Но в некоторых, далёких от двух столиц, российских театрах их ставят. Например, в Перми раз в два года проводится масштабный фестиваль имени этого драматурга, инициированный пермским Театром «У Моста». В общем, как автора пьес МакДону в России знают мало, зато хорошо знают как кинорежиссёра. Думаю, если вы не смотрели, то точно слышали про его “Залечь на дно в Брюгге“ и “Семь психопатов“. Недавно в фильмографию этого режиссёра прибыло: в прокат вышел его новый фильм “Три билборда на границе Эббинга, Миссури“.

Сюжет “Трёх билбордов…“ основан на реальной истории, произошедшей в США: Анжела – дочь-подросток главной героини Милдред была изнасилована и убита, но по прошествии нескольких месяцев у полицейских нет ни одного подозреваемого. Отчаявшаяся женщина хочет указать на бездействие полиции, и делает это весьма необычно: арендует три пустующих билборда, на которых размещает послания шерифу города. “Я подумала, что эти билборды помогут полицейским сосредоточиться“, – говорит Милдред в интервью местному каналу.

И вроде бы ничего провокационного и оскорбительного на щитах не написано, но масштаб высказывания и меткость заданных вопросов срабатывает как бомба, будоража население маленького городка Эббинг и рождая мощную волну давления на виновницу акции. Ситуация усугубляется тем, что шериф Уиллоби, на которого нацелено визуальное обращение, болен раком и умирает. “Мы все умираем!“, – говорит Милдред, слыша обвинения в жестокосердности.  Режиссёр рисует образ сильной отчаявшейся женщины, которая бросает вызов властям, забывшим о её проблеме, в ответ представители власти и конформные обыватели городка Эббинг пытаются заставить её замолчать. Милдред получает поддержку лишь от троих людей: приятельницы Деннис, темнокожего расклейщика баннеров Джерома и карлика Джеймса.

Кажется, идея объединения угнетённых групп против общего противника становится трендовой в Голливуде.  И мне это очень нравится! Вспомните фильм Гильермо дель Торро “Форма воды“, получивший “Оскар“ в номинации “Лучший фильм“.

“Три билборда на границе Эббинга, Миссури“ – это стильное и композиционно красивое кино на острую тему и с отличной актёрской игрой. Кроме Фрэнсис Макдорманд “Оскар“ получил и Сэм Рокуэлл за лучшую мужскую роль. Кроме главной троицы исполнителей – Макдорманд, Харрельсон, Рокуэлл, я для себя выделила игру малоизвестного мне актёра Калеба Лэндри Джонса в образе Реда Уилби. Очень харизматичный получился персонаж.

МакДона гармонично вплёл в сюжетную канву темы домашнего насилия, гомофобии, расизма, добавил много здорового юмор, в том числе чёрного.

Разбавил сюжет приёмом аудиовизуальных контрапунктов без которого не обходится, кажется, ни один его фильм: контраст картинки и звука мы видим в самой жёсткой сцене с участием сержанта Диксона, когда жуткое действо разворачивается под развесёлый саундтрек, а также в образе самого отморозка, когда неожиданно выясняется, что он любит слушать кавайный J-pop.

Стандартного деления героев на условных хороших и плохих в “Трёх билбордах…“ вы не найдёте.

Главную героиню нельзя назвать образцом добропорядочности, ей ничего не стоит врезать подросткам, кинувшим банку в её автомобиль. Антагонист Милдред – шериф Уиллоби тоже не тянет на злодея. Все они – обычные люди, в одной ситуации поступающие нехорошо и даже жестоко, в другой – справедливо и душевно. Невозможно выбрать чью-то сторону – у всех своя правда, и все они – жертвы обстоятельств, по воле судьбы оказавшиеся по разные стороны одной трагедии.

Монолог Милдред при появлении оленя и посмертное письмо шерифа, адресованное ей – это те моменты фильма, которые мощно и прицельно попадают в душу.

На почве амбивалентной общности героев вырастает цветок финальной режиссёрской иронии, когда два врага, простив друг друга, становятся напарниками. И кажется, что последним диалогом Милдред и Диксона режиссёру было важно подчеркнуть, что их намерения не кровожадны, что главной героиней движет желание справедливости и солидарности с женщинами, чьи дочери могут так же пострадать. Думаю, “Три билборда…“ я ещё не раз пересмотрю. Ведь всё в нём прекрасно, кроме темы. “Не хотела бы я жить в мире, где такие темы актуальны“, – написала в твиттере знакомая после просмотра. Но поскольку выбора у нас нет, то прекрасно уже одно то, что они затрагиваются современными кинорежиссёрами.

UPD: одна пьеса ирландского драматурга была таки инсценирована на сцене нашего Молодежного театра пару лет назад – “Калека с острова Инишмаан“,  но каким-то странным образом спектакль в афише мне не попался. То ли его ставили всего один раз, то ли что… а очень жаль.

Ева Айсын