Такую “Жизель“ вы не видели!
В августе посмотрела два балета, которые, благодаря проекту TheatreHD, были показаны уфимскому зрителю на большом экране кинотеатра Синема парк в Галерее Арт. Про первый расскажу сейчас, про второй – в следующей статье.
Балет “Жизель“ британского хореографа бангладешского происхождения Акрама Хана стал главным событием этого театрального лета в России.
Это первый полномасштабный балет хореографа и первый опыт сотрудничества с классической труппой, получивший главную театральную награду Великобритании – премию Лоуренса Оливье. Хан представил “Жизель“ в Лондоне 4 года назад, а в Москве балет был показан этим летом в рамках Чеховского театрального фестиваля. Спектакль описывают словами “фантастический, мистический“ и “не похожий ни на что из того, что вы видели до сих пор!“, или так – “сочетает в себе интимное чувство и эпический размах“ – и со всем этим я могу согласиться.
Два часа я была прикована к экрану, и следила за каждым кадром этого динамично-экспрессивного танцевального перфоманса. А по сцене, кажется, пробегал ток, запуская этот человеческо-танцевальный механизм, из которого вырастал цветок под названием “Жизель“. Напомню, что это спектакль по мотивам балета Адольфа Адана, а не копия классической постановки. Так что не ошибётесь, если будете воспринимать его как отдельное произведение.
Акрам Хан уходит от образа весёлой Жизели, девушки-крестьянки, любящей танцевать. Его Жизель – это мигрантка, работающая на ткацкой фабрике, гордая и сильная.
Жизель здесь исполняет, ни много, ни мало, художественная руководительница Национального балета Англии Тамара Рохо. Итак, что мы видим 2 часа спектакля: хореография – смесь модерна и индийского танца, выверенная и выточенная, доведённая до совершенства, музыка – удивительная смесь живого оркестра, фонограммы, разных звуков и шумов. Единственный элемент декорации – огромная стена в глубине сцены, которая в некоторые моменты движется, а иногда вращается. “Жизель“ Хана вызывает множество ассоциаций: взять, к примеру, жуткий пронзительный звук сирены или отпечатки человеческих ладоней на пыльной стене. Спектакль как будто вобрал в себя боль человечества – она смутная, трудно различимая, но очень хорошо ощутимая. И эту энергию танцоры и танцовщицы превращают в нечто созидательное, а мы имеем возможность увидеть это завораживающее действо. В общем, такой “Жизели“ вы точно не видели! Показы в Уфе – 8 и 25 сентября. Рекомендую.