Сокращённый курс психотерапии от Фиби Уоллер-Бридж
Дрянь – название спектакля, а также замена имени главной и единственной героини, появляющейся на сцене в исполнении Фиби Уоллер-Бридж. В постановке, которую режиссировала давняя подруга Фиби Вики Джонс, нет декораций: один высокий стул посередине сцены, свет и несколько заранее записанных закадровых голосов других героев спектакля. Антураж происходящего скорее напоминает стендап-шоу, а не спектакль в традиционном его представлении: молодая женщина, каждой репликой выдающая остроумную (и зачастую при этом смешную) мысль и темнота зала, моментально реагирующая на блистательный перфоманс.
Не стоит удивляться подобному минимализму – Уоллер-Бридж придумала главную героиню, когда друг предложил ей создать десятиминутный скетч для вечеринки со стендапом.
Импровизация обернулась созданием полноценной пьесы, отмеченной множеством престижных театральных премий и впоследствии экранизированной в 2016 году одноименным сериалом, который был высоко оценен критиками и зрителями. Многие издания включили “Дрянь“ в число лучших сериалов десятилетия. “В каждой из нас есть маленькая дрянь, которая говорит и делает недопустимые вещи“, – говорит создательница моноспектакля “Дрянь“ Фиби Уоллер-Бридж.
Fleabag – 30-летняя жительница современного Лондона, изо всех сил пытающаяся удержать на плаву небольшое кафе, доставшееся ей в наследство от погибшей подруги вместе с морской свинкой по имени Хиллари.
Её жизнь – трагикомическая чехарда событий с то приходящим, то уходящим нервным бойфрендом, беспорядочными сексуальными связями, постоянной выпивкой, склонностью к клептомании и затаённой непреходящей болью, шокирующую причину которой мы узнаем не сразу. Именно в этом и состоит феномен популярности этой истории – зритель любого пола найдёт в главной героине нечто приближённое к нему самому: несовершенство человеческой природы, которое состоит в том, что цели наших желаний – всегда в противоположном. Мы так же, как fleabag, склонны поддаваться импульсивным поступкам под действием сильных эмоций, неосознанно (а иногда и весьма сознательно) включать психологические защиты и оттого путаться в жизненных перипетиях ещё больше.
За последнее время не припомню, чтобы кто-нибудь блистал на сцене так, как Уоллер-Бридж. Её заслуга не только в безграничном обаянии и актёрской гибкости, но и в том, что она не вешает на себя однозначный образ обычной женщины, она не вешает на себя типичных ярлыков вообще. Мы воспринимаем её в первую очередь как личность, как близкого по духу человека со своими странностями и особенностями.
В этом заключается секрет от эффекта ускоренной психотерапии этого спектакля – за полтора часа зритель дистанцируется от себя, ассоциируясь с главной героиней, испытывает вместе с ней возникающие эмоции и анализирует свои мысли, возникающие как в процессе просмотра, так и по большей мере, после него. События “Дряни“ являют собой жизнь во всём своём проявлении: каламбур и неразбериха, сплошной смех сквозь слёзы. За неподдельную честность история нашла отклик у миллионов людей по всему миру. Уверена, найдёт отклик и у вас. Приятного просмотра!
От редакции: посмотреть спектакль в Уфе можно 16 декабря в кинотеатре “Киномакс“.
Фото: TheatreHD