Иволгинский дацан, и немного шаманизма

Иволгинский дацан, и немного шаманизма

Об этом месте я много слышала и не раз видела в передачах об интересных местах нашей страны, и вот теперь не верится, что я там была. Итак, Иволгинский дацан в Бурятии – центр буддизма в России.

Мы взяли индивидуальную экскурсию, и в назначенный день в Улан-Удэ за нами приехали экскурсоводка Лиля и её отец Валерий, который был за рулем машины.

Село Верхняя Иволга находится в 35 км от столицы Бурятии, так что доехали мы до места быстро. По пути Лиля безостановочно рассказывала нам про буддизм, шаманизм и про бурятов – многочисленный монгольский народ, живущий вокруг Байкала. Первое, что мы увидели, приехав к Иволгинскому дацану, это обширную территорию с большим количеством разных храмов (дуганов). Так что справедливее будет назвать Иволгинский дацан монастырским комплексом. Помимо храмов, здесь находятся домики, где живут ламы, буддийский университет, где обучаются более 200 студентов-хувараков, и оранжерея для дерева Ботхи (священный фикус).

По преданию именно под таким деревом принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, и стал Буддой.

Вход на территорию дацана бесплатный. Можно пройти самим и всё осмотреть, а можно купить экскурсию по дацану, которую проводит местный лама.

В первый дуган я заходила с некоторым напрягом, что всегда бывает, когда я оказываюсь на идейно чужой территории, имеющей сакральное значение для некоторых людей (по этой причине православные храмы и мечети предпочитаю осматривать только снаружи, а лучше издалека). Но здесь меня сразу приятно поразила атмосфера внутри – звучит мантра под тихую музыку, а ламы встречают у входа и, улыбаясь, предлагают войти. Возможно, радушие лам связано с тем, что буддизм учит относиться к каждому живому существу как к своей матери, ведь в круговороте сансары каждый из них мог быть ею, или ещё будет.

На территории дацана находится храм-дворец Пандито Хамбо-ламы Итигэлова.

Пандито Хамбо Лама – это титул главы буддистов, который переводится примерно как самый учёный лама“. Такое звание в мире буддизма носят на сегодняшний день порядка 25 лам. Конечно же, это все – мужчины. Женщина в буддизме так же, как и везде, не человек, и может быть только монахиней. Но вернёмся к Итигэлову, с которым связана любопытная легенда, согласно которой в годы Советской власти соратники предупредили его, что скоро начнутся аресты, на что Итигэлов заверил их, что его взять не успеют, и в 1927 году в возрасте 75 лет сел в позу лотоса и дал ученикам наставление читать молитву для умершего. Затем, находясь в состоянии медитации, лама ушёл в нирвану.

Прям как в песне Кино – А потом он сказал: Гуд бай! и ушёл в себя.

Вскоре после ухода Итигэлова началось массовое разграбление и разрушение дацанов, прокатилась волна арестов буддистов. И теперь, внимание, самое интересное: Хамбо-лама Итигэлов был похоронен в специальном ящике в позе лотоса, а в 2002 году его тело было эксгумировано, и люди увидели, что оно сохранилось и подаёт признаки клеточной жизни, что считается чудесным феноменом. И по словам другого ламы верующих это укрепило в вере, сомневающихся избавило от сомнений, а атеистов заставило задуматься. Более того, в период с 2007 по 2015 годы на территории Бурятии 5 раз проходила международная конференция Глобальный Феномен XII Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия“. Вот такие дела. Свои скептические мысли на этот счёт оставлю при себе.

Кстати, документальный фильм о феномене Хамбо ламы Итигэлова получил недавно приз в Каннах.

Теперь тело ламы хранится в собственном дворце на территории дацана, и его можно посетить за 150 рублей. Здесь нам преподнесли хадаки – длинные шёлковые шарфы, которые ламы дарят посетителям в знак почтения и благопожелания. Узел, который можно увидеть на этом ритуальном шарфе, завязывается ламой по время молебна и считается приносящим удачу. В дацане ежедневно проводятся ритуалы, а по религиозным праздникам – соответствующие службы (хуралы). Молебен здесь можно заказать простым способом: взять бумагу, написать своё имя, отметить в списке какого рода молитва требуется, и вместе с денежным пожертвованием положить на лавку. Во время очередного хурала лама доведёт вашу просьбу до кого надо. Также на территории храмов много сувенирной буддистской продукции, многое из которого делают сами ламы, например, масляные лампадки. В определенные дни можно записаться на приём к принимающему ламе с любым вопросом, даже с какой-нибудь с болячкой… (настоятельно не рекомендую).

Вы знали, что в буддийском университете изучают и медицину в том числе?

Ещё один неотъемлемый элемент дацанов – это молитвенные барабаны. Они здесь везде, от размеров спичечного коробка до метровой высоты.
На каждом барабане написана мантра. Очень ловко придумано – крутишь и, считай, барабан сам читает мантру за тебя, раз буквы крутятся. Их нужно покрутить во время горо – обхода всей территории до захода в главный дуган. Обряд поклонения (простирание) у буддистов – интересное зрелище. Свидетельницей этого ритуала стала не здесь, а пару лет назад в дацане Гунзэчойнэй в СПб (про посещение этого места писал как-то красочно Першин). Происходит это на специальном деревянном настиле, на котором паломник поклоняется статуе Будды, растягиваясь в полный рост. Считается что это, в том числе, хорошо помогает бороться с гордыней, а каждодневной медитацией и мантрами можно добиться освобождения от всего бренного на душе.
Дальше пришло время шаманизму.
Наша экскурсоводка повезла нас к священной горе под названием Павлин, где Валерий продемонстрировал лайтовый шаманский ритуал: развел костер и принёс в жертву Духу горы еду (молоко, лепешку, траву чабреца). Бросал их в огонь, брызгал водкой, эффектно создавая всполохи, и говорил какие-то молитвы на бурятском с использованием горлового пения. Для чего это делалось? Чтобы подняться на гору, нужно задобрить Духа горы – всё просто. Чуть ранее, когда мы проезжали мимо какой-то рощицы, Валерий надел кепку (голова должна быть покрыта), развеял из окна горсть риса и посигналил – Духу, живущему в этой рощице– сказал он. Не знаю, было ли это сделало специально для нас, или он каждый раз так делает в этом месте, как бы там ни было, шаманизм – часть культуры бурятов, которая прочно и повсеместно сохранилась. И похоже местами сплелась с буддизмом, потому что и Лиля и её отец, судя по всему, имеют какое-то отношение к буддизму, но и шаманизм им не чужд. Правда, в условиях, когда корабли бороздят просторы космоса, а сам мужчина ездит отнюдь не на лошади, а на японской машине с электроникой, то рациональное здесь невольно вступает в конфронтацию с иррациональным, вызывая у меня сильный когнитивный диссонанс. Но чужая культура достойна априорного уважения и принятия как данность, по крайней мере до того момента, пока не делает насилие частью себя.
Фото: Ольга Лесная.
Видео: CARUDA studio.

Айсын Гайса