Чистота вальсирующих слов

Чистота вальсирующих слов

Всегда приятно открывать для себя новые места, атмосфера которых наполняет душу благоговением. А если такие знакомства ещё и сопровождаются прикосновением к миру поэзии,  то коэффициент благости увеличивается в разы.

Ирина ХужинаДивное послевкусие  осталось у меня после посещения Уфимского чайного клуба “Точка Сборки“, где 2 мая состоялся вечер поэзии Ирины Хужиной. Знакомство с творчеством уфимской поэтессы и прослушивание аудиозаписей стихов Серебряного века проходило в уютной комнате со светлыми коврами и маленьким столиком в восточном стиле. Около часа белокурая нимфа с бархатистым тембром голоса знакомила пришедших со своей лирикой. Девушка читала преимущественно стихи, вошедшие в её сборник “Право любить“. Своё право любить поэтесса отстаивала мягко, будто нарочито растягивая слова, тем самым акцентируя внимание зрителей на медитативности своей лирики.

Поэзия Ирины напоминает водопад, то экспрессивный, то успокоенный, плавно замедляющий потоки поэтических волн.

При прослушивании стихов я неоднократно ловила себя на мысли, что если и возможно разделять поэзию по гендерному признаку, то творчество этого автора, безусловно, соотносится с женским началом. В мифологии суть женственности символизирует вода, которая, кстати, так часто упоминается в стихах Ирины. “Мой писатель немыслимый, голубой океан я зову исчезающим чудом…“, –поделилась поэтесса в одном из своих стихотворений, будто подтверждая возникшую у меня мысль. Стихи Ирины местами наивны, по-детски трогательны. В почерке Ирины угадывается влияние поэтесс 60-х годов – Вероники Тушновой и Александры Пахмутовой, а в мотивах обращения к природе мне слышался и Сергей Есенин. Экскурсию в свой поэтический мир Ирина завершила циклом стихотворений на тему детства, что, кажется, растрогало и расположило публику. А также подтвердило моё мнение, что включение  в программу мероприятий произведений на тему детства является беспроигрышным залогом успеха автора. Впрочем, в случае с И. Хужиной такой ход не испортил положительного впечатления от всего действа. Не капнуло дёгтем в котёл восприятия и то, что поэтесса читала стихотворения по листочку, явно не стремясь наподобие большинства современных молодых поэтов вещать свою лирику принципиально “громко-наизусть“.

Далее за распитием чая организаторы мероприятия предложили желающим поучаствовать в коллективной стихотворной игре.

Жанр японской лирической поэзии начала века – это “выцеживание“ образов из подсознания и преобразование их в трёхстишия. Моё погружение в процесс сочинения хокку случилось впервые. На что похож этот обряд? Одновременно и на объятие, и на танец, где слова и образы, рождённые незнакомыми друг другу людьми, сливаются в единое целое и вальсируют, забывая про временные и пространственные ограничения. Я на собственном примере убедилась в том, что такой творческий ритуал, концентрирующий в себе магию слова, раскрепощает душу и высвобождает образы из области бессознательного. А в завершение вечера каждый присутствующий мог унести с собой не только парочку хокку собственного сочинения, но и мини-произведения, написанные специально для него другими участниками встречи.
Сегодняшняя действительность богата на мероприятия поэтического толка. Авторы самозабвенно вещают своё творчество в массы, стремясь доказать “собратьям по перу“ степень собственной одарённости, организуют поэтические перфомансы, оттого зачастую выглядят комично и неубедительно.

Действо, предложенное зрителям в чайном клубе противоположно тому, что создаётся на большинстве растиражированных поэтических мероприятий.

Разумеется, это не значит, что последние несостоятельны. Ведь разноформатность  только плюс. Проведение различных по темпу и антуражу поэтических мероприятий формирует у зрителя вкусовые приоритеты и предлагают возможность выбора. В современном мире модель завоевания внимания публики всё чаще сводится к “принципу ралли“, где победу одерживает экспрессивность и скорость. Но творческие мероприятия, темпом схожие с медитацией, являются аккумулятором сил и жизненной энергии как для зрителя, так и для творца. Безусловно, у каждого зрителя своё мерило оценки того или иного события и творца. Но есть то, что, просачиваясь сквозь строки, неизменно находит отзвук в душах слушателей. Часто эту закономерность объясняют термином “харизма“. Кто-то считает, что определяющим звеном в “ключике к замкам сердец“ является доброта. Наверное, в организаторах чайно-поэтического мероприятия, как и в человеке, поделившимся своим “Правом на любовь“, превалирует именно это качество. И есть те самые волшебные нити сердечности, в которых очень нуждается сегодняшний мир. Большое спасибо всем участникам и организаторам прекрасной встречи! Новых идей и благодарных зрителей!

Фото: из архива Уфимского чайного клуба.

Собака

Гера Столицына