“Наши лучшие слова – интонации“

“Наши лучшие слова – интонации“

Недавно случилась интересная история, связавшая телеведущую Юлию Меньшову и московский Дом-музей Марины Цветаевой. У Меньшовой есть передача “Живая жизнь“, которая выходит на Первом канале. Один из выпусков этой передачи был посвящен жизни Марины Цветаевой, с разбором всех её любовей и “грехов“. Несмотря на то, что Юлия – поклонница творчества поэтессы, по её словам, она не может понять и простить некоторые стороны жизни Марины Ивановны. Поэтому тех, кто воспринимает Цветаеву иначе – с позиции понимания её тяжёлой жизни и неосуждения, могли сильно покоробить некоторые осуждающие интонации Меньшовой. 

Но самое интересное, что Дом-музей Марины Цветаевой не остался в стороне от этой истории.

В их инстаграме появилась информация, что по следам нашумевшей передачи научные сотрудники музея проведут встречу, где они готовы ответить на любые вопросы. Потому что музей не может согласиться ни с некорректно приведенными фактами биографии поэтессы, ни с выбранным тоном их интерпретации. В общем, представительницы музея предложили поговорить о мифах вокруг имени Цветаевой – откуда они взялись, где правда, а где ложь. И потом была видеотрансляция этой встречи в инстаграме. И вот недавно видео лекции выложили в группе музея.

Меня такой живой оперативный отклик музея удивил. Ведь я привыкла, что музеи вокруг меня выглядят как безжизненные храмы, “вещь в себе“, куда реальность проникает с трудом, да и оттуда редко доносятся голоса живых людей. Потом я вспомнила, что, когда была в цветаевском Доме-музее, видела людей, “горящих“ своей работой хранительниц памяти поэтессы . Так что, с одной стороны, неудивительно, что они не смолчали. Особенно врезалась в память картина, как продавщица книжного отдела музея и покупательница, выбирающая книгу, очень долго и обстоятельно беседовали о творчестве Цветаевой, и я, в этот момент ждавшая одежду у градероба, подивилась компетентности продавщицы, и подумала, что она сама могла бы здесь читать лекции о творчестве поэтессы – столько всего она знает и хранит в памяти.

Пару слов о лекции: первой выступает и говорит вступительное слово директриса музея Елена Жук, а после передает его старшей научной сотруднице музея Галине Данильевой.

Тем, кто не смотрел передачу Меньшовой, музейная лекция может показаться сумбурной, поскольку высказывания Данильевой – это комментарии и пояснения к неточным и сомнительным фрагментам передачи Меньшовой. Эта лекция будет актуальной тем, кто уже немало знает о жизни Цветаевой, и информацией Данильевой они дополнят свое понимание жизни поэтессы. А теперь главное: то, что больше часа говорит Галина Алексеевна – это чистая поэзия в прозе, что называется “говорить о поэте словами поэта“ – восхитительно и впечатляюще. Поражает, как лекторка выдаёт свой монолог на одном духу, как песню. Нет сомнения, что эти слова идут из души, и рождены большой любовью.

И здесь отчетливо видно, насколько разнятся плоскости высказывания Меньшовой и Данильевой – это как небо и земля.

Лучше всего возникшую в передаче Меньшовой ситуацию иллюстрируют слова философа Григория Померанца, процитированные выступающей, и именно ими хочу завершить этот текст: “Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившегося в бой за святое правое дело. Всё превращается в прах — и люди и системы, но вечен дух ненависти. Благодаря ему злу на земле нет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики“.

Ева Крестовиц