Вера, Надежда, Любовь в современной России

Вера, Надежда, Любовь в современной России

В этом году решила смотреть больше документальных фильмов. О каких-то актуальных и особенно впечатливших меня работах буду писать в “Собаку Павла“. Пока ориентируюсь на фильмы-участников Артдокфеста – международного фестиваля авторского документального кино, который ежегодно проводится в Москве. А началось всё с того, что в начале декабря прошлого года я услышала по Эхо Москвы передачу на тему “Итоги Артдокфеста“, куда были приглашены президент фестиваля Виталий Манский и Катя Федулова – режиссёрка фильма “Вера. Надежда. Любовь“ (2017). Услышанное тогда вызвало интерес как к этому фильму, так и к самому фестивалю.

“Вера. Надежда. Любовь“ – это фильм о женщинах, созданный женщиной.

Фильм снят для немецкого канала ZDF и на Артдокфесте представлял Германию. В свободном доступе нашла версию фильма, где слова рассказчицы идут на немецком без перевода. Но поскольку героини говорят на русском, и сама Федулова, вступающая с ними в контакт, тоже, то процент понятного в фильме большой.

По словам Кати Федуловой, она хотела показать три женских портрета современной России. Но по факту в её фильме героинь больше, чем три: Катя также взяла интервью у своей бабушки-фронтовички, которая вспоминает, как во время войны попала в окружение и была готова беспрекословно отдать свою жизнь за Родину, за будущее страны. Дальше – реалии уже наступившего будущего, где три молодые женщины – Ольга,  Анастасия и Наталья ведут борьбу за свои идеалы и свою правду.

“Вера. Надежда. Любовь“ рассказывает об актуальных вопросах бытия не только трёх показанных женщин, но и всего общества.

Ольга – депутатка Курской областной думы. В 2016 году записала публичное видеобращение к Путину, где заявила о криминализации властных структур в своем регионе, о многочисленных нарушениях прав граждан и раскритиковала внешнюю и внутреннюю политику президента. На её счету работа по увольнению с должностей коррумпированных чиновников, работа по выявлению фальсификаций на выборах. “Не стоило бы начинать свою борьбу, если бы я не была уверена в своей победе“, – говорит Ольга. Анастасия – победительница конкурса красоты “Мисс Курск“, которая отравилась на Донбасс военным корреспондентом. Настя оправдывает сталинские репрессии и считает, что “За Родину нужно убивать“. Наталья – ортодоксальная верующая, которая отстаивает традиционные ценности. Наталью беспокоят низкая рождаемость и моральная распущенность людей в стране, которая, по её словам, 70 лет прожила в Советском безбожии. Наталья проводит одиночные пикеты, расклеивает пролайф-плакаты и ратует за запрет абортов.

Из всех троих женщин я солидарна лишь с первой героиней.

Отношение режиссёрки к поднятым темам проглядывают весь фильм, но для меня стало большим удивлением увидеть, как в один момент она вступает в открытое противостояние с пролайфершей Натальей. Для документального кино – ход нестандартный, ломающий жанровый канон согласно которому автор должен найти такое расстояние до своих героев, чтобы “не быть посторонним, но и не становиться участником“. Но должна признаться, что феминистка во мне в этот момент торжествовала, потому что pro-choice-взгляды Кати близки моим.

Этот момент так же раскрывает историю самой режиссёрки – насилие, которое она пережила в прошлом, и которое стало причиной её эмиграции из России: Катя с юности живёт в Германии.

Возвращаясь к портрету российской женщины: делать вывод обо всех российских женщинах по трём показанным героиням было бы, конечно, опрометчиво и ошибочно, но некоторые особенности, связывающие всех троих, дают основания говорить о явных тенденциях нашего общества. Все героини фильма находятся под влиянием бьюти-индустрии и строго соответствуют канонам красоты (на их фоне от режиссёрки веет бьюти-свободой). Все они – матери и все разведены, но находятся в финансовой зависимости от бывших мужей.

И если в случае Ольги бывший муж-бизнесмен оплачивает её предвыборную компанию, то в случае Натальи деньги мужа позволяют ей не бедно содержать четырёх малолетних детей, пока она пропагандирует запрет абортов, то есть в условиях нашей страны – неминуемую нищету для остальных россиянок.

В какой-то момент героини, имеющие в своём деле немало соратников и соратниц, оказываются в кадре одни. Ольга несёт в больницу штатив и видеокамеру, чтобы заснять показания мужчины, которого избили полицейские, Наталья с чемоданом идёт по безлюдному перрону города Петрозаводска, куда приехала открывать региональный штаб пролайферов, Анастасия в камуфляже и бронежилете передвигается по безлюдному окопу где-то в ДНР. В эти моменты их внешняя борьба как будто переходит во внутреннюю, в которой они всегда будут одни, потому что это – их выбор, их протест и их ответственность: вера в свои идеалы, надежда на перемены и любовь к своему делу.

Ева Айсын