Танец про Дору Маар

На этой неделе прошла Театральная ночь, в рамках которой уфимский театр-студия “Alter Ego“ показал спектакль “Двойник Доры Маар“ на малой сцене театра опера и балета. Перед началом показа руководительница театра Светлана Аюпова сказала несколько слов о постановке и поблагодарила зрителей за большой интерес к спектаклям от “Alter Ego“. А интерес к ним действительно большой.

На показе присутствовал мой театральный товарищ Першин, поэтому об увиденном мы решили рассказать “в четыре руки“,  объединив наши впечатления в один текст.

Частными театрами Уфы можно гордиться. Я с восторгом рассказываю друзьям из других регионов, что у нас есть Проект “The TEAТР“ и театр-студия “Alter Ego“, которые ставят нестандартные спектакли в новых жанрах и направлениях, практически не представленных в гостеатрах Башкирии. Но если на показы «The TEAТР» можно попасть без труда, то на  редкие и “штучные“ выступления ребят из “Alter Ego“ – надо постараться. Даже мониторинг их группы во Вконтакте не даёт гарантии, здесь нужна ещё скорость. Например, на два показа в тот вечер все билеты в кассе башоперы были разобраны буквально за день, хотя премьера “Двойника Доры Маар“ была ещё в мае этого года.

“Слушайте, мы громко молчим“ было написано на афише, и постановка была обозначена как фламенко-драм. И действительно, артистки-танцовщицы Юлия Гай и Виктория Логвинкова говорили в тот вечер со сцены без слов – на языке танца фламенко.

Люблю испанские танцы, темпераментные и экзальтированные. А  смотреть на хореографическое действо в талантливом исполнении – вверх наслаждения. Но самое важное: нам показали кусочек жизни не известной большинству женщины по имени Дора Маар – подруги и музы Пабло Пикассо. А ведь за спинами многих великих творцов стояли именно женщины – жены, подруги, соратницы, и они часто оставались и остаются для нас “невидимыми“.

Вспомним Софью Андреевну Толстую или Консуэло де Сент-Экзюпери, о жизни которых и о том, какой вклад они внесли в творчество своих мужей, мы что-то знаем только благодаря их дневникам.

Эти женщины, вероятно, могли бы стать самостоятельными величинами, многого добиться и много чего сделать для этого мира, не родись они в патриархальном обществе, где нам женщинам отведена всего лишь роль помощницы мужчины. Также не стоит забывать, что не будь этих женщин – их помощи, поддержки, работы – не факт, что их мужчины стали бы теми, какими мы их знаем.

Поэтому история Доры Маар, показанная театром “Alter Ego“, стала бальзамом на мою феминистскую душу.

Дора Маар была известной в своё время художницей и фотографом. В возрасте 38 лет после разрыва с Пикассо у женщины развилась душевная болезнь, она попала в психиатрическую лечебницу и остаток жизни провела в затворничестве.

Говорящее название спектакля не оставляло сомнений, кем друг для друга являются две женские ипостаси на сцене.

Душевные терзания Доры, её борьбу с собой, противостояние двух её внутренних “Я“ – всё это нам показали через экспрессивный танец страсти, огня и смятения, создающего на сцене атмосферу перманентной тревожности. Сюда же добавьте время от времени возникающие у героинь ладони с нарисованными на них глазами. Как у слепого существо из фильма “Лабиринт Фавна, помните? Хрупка и неизведанна человеческая психика – как лабиринт с множеством походов, где можно заблудиться и не выбраться. Апогеем тревожности стала сцена с замечательным по силе пронзительности звукорядом: последовательное чередование звуков лязгающих ножниц и разбивающегося стакана, стука в дверь и короткого телефонного звонка – всё это будто натягивает невидимую струну спектакля – душевную струну внутри Доры.

Пабло Пикассо присутствует здесь незримо: в виде висящего на вешалке пиджака, смутного лица на белом экране.

Художник часто изображал любимую женщину на холсте. В его творчестве Дора Маар навсегда осталась печальной женщиной с глубокими глазами, полными тревоги и скорби. И донести до зрителя крошечный кусочек  её жизни у театра-студии “Alter Ego“ отлично получилось.

Першин: Наверное, я стану единственным человеком, кто скажет “Этот спектакль никак меня не задел“. История самой Доры Маар интересна, остра, драматична. Мне близки истории, где две талантливые фигуры, опираясь друг на друга, помогают друг другу подняться. То, что не все знают Дору Маар, не делает её менее значимой. Достаточно много людей, даже если и слышали растиражированное имя Пикассо, ни черта не знают ни о нём, ни о его работах. Всё это – просто вопрос маркетинга. В постановке есть фламенко, видеоинсталляция и музыка. И они связаны между собой вставками в стиле драматических этюдов.

Но для меня это всё не объединилось в спектакль, которым мне рассказали что-то кроме истории самой Доры.

Причём сюжет озвучили перед спектаклем, так что уже наперёд было понятно, что будет. Не за чем следить. Я не про экшн, драйв и “дайте больше драмы“. Я про то, что негде сопереживать, сочувствовать. Сразу отобьюсь от комментария “Ну, ты мужчина, что тебе сопереживать женщине, вот был бы там Пикассо“… Детки, я начал с того, что биография Маар потрясающая и достойна всяческих воплощений. Надеюсь дорасту и тоже про неё поставлю. Давайте просто представим, что спектакль называется “Женщина и её двойник“, и это не биография Доры. Что изменится? Что изменится, если не будет фламенко? Что изменится, если убрать концептуальную видеоинсталляцию? Каждая часть спектакля живая, и живёт сама по себе, но не складывается в единую историю о женщине, без которой Пикассо, возможно, не создал бы свою великую “Гернику“. А так, мне всё очень понравилось. Всё красиво, понятно, но вышесказанного не отменяет.

Фото: Динара Хусаинова.