Время жить, время умирать

Время жить, время умирать

На днях в уфимском кинотеатре Родина прошла премьера фильма Жить при участии режиссёра и сценариста Василия Сигарева и исполнительницы одной из ролей Яны Трояновой. Фильм вышел ещё в конце августа прошлого года и с успехом поколесил по разным международным фестивалям. Уфы в списке городов, представляющих этот фильм, не было, но местные радетели от кино нашли спонсоров и пригласили московских творцов к нам.

Пока я ждала начала показа, публика после пресс-конференции вытекла в фойе кинотеатра Родина и стала пожинать прелести фуршета под песни из нового альбома Земфиры,  которые крутили в зале, конечно же, неспроста. Не иначе как певица символизировала достояние республики.  Ведущий  мероприятия упомянул также о её скором приезде в наш город и заметил, что слово Жить фигурирует и в названии альбома Рамазановой.
К слову,  Василий и Яна — выходцы из замечательного, мною горячо любимого театра Коляда. Доведётся оказаться в Екатеринбурге, не проходите мимо! — он вас обязательно впечатлит! Зная художественные ориентиры режиссёра и драматурга Сигарева по спектаклю Семья вурдалака, который прочно держится в репертуаре Молодежного театра Уфы уже несколько лет, и по его первому фильму Волчок, было бы недальновидно НЕ ждать очередного тяжелого и мрачного кино, принятого называть российской чернухой, но всё оказалось иначе и лучше.

Возникает стойкое чувство неуважения режиссёра к зрителю, если видишь, что содержанием своего фильма он бьёт будто обухом по голове последнего, желая его эпатировать, шокировать, показать ему всё максимально неприглядно и гадко, а потом с интересом ждет его реакции. Стоит ли забывать, что кино – это художественное произведение, которое должно иметь основную мысль и подчинять ее реализации все остальные  элементы? В Жить Сигарев не перешагнул ту черту, когда рисование мрачных картин действительности становится самоцелью, более того, отдалил ее, поставив перед собой высокие художественные задачи.
В  фильме  показаны три истории, и в каждой главные герои сталкиваются с  тяжелым испытанием – смертью близких людей. Приправив повествование символами-предвестниками беды – будь то белая лошадь у дороги, дятел как могилка, потухшая в церкви свеча, – он  подводит  зрителя к мысли, что беда нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь, и проводит его сквозь сцены боли и страдания героев, чтобы в конце фильма показать чуть брезжущий огонек жизни и сказать, что она продолжается, несмотря ни на что.

Что делать, когда любимые уходят из этой жизни, внезапно и навсегда? Ответ на этот вопрос вынесен в название фильма. Как известно, даже самую простую мысль можно подать интересно.  У Сигарева это получилось.

Три линии сюжета завершаются по-разному. Кто-то решает умереть, а кто-то на полпути поворачивает назад. Удачно вписан в сюжет приём подмены реальности: как если бы мы следили за героями своими глазами со стороны, а потом начали смотреть их глазами.  Одна из историй и вовсе неоднозначна: симулякр, который можно раскусить только при внимательном просмотре.
Cаундтреки к фильму писал Павел Додонов – музыкант группы Dolphin.  Его трансцендентные мелодии четко создают атмосферу присутствия в фильме чего-то еще, помимо главных героев. Присутствие смерти? Судьбы? Неизбежности?
Тем, кто видел российские фильмы со схожей атмосферой, снятые за последние пять лет –Сибирь. МонамурСчастье мое, Бубен-Барабан и др., –  думаю, не составит морального и эмоционального труда посмотреть и Жить.  Остальным советую набрать в лёгкие больше воздуха и приготовиться увидеть то, что не оставит вас равнодушными.
После показа было обсуждение фильма с создателями, люди выражали эмоции, задавали вопросы, не раз звучала фраза, что фильм жизнеутверждающий. Но по-моему, Жить утверждает жизнь в той же степени, что и смерть.

“…Так скорбим, но хороним, переходим к делам, чтобы смерть, как синоним, разделить пополам…“

Ева Крестовиц

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.