Сотворение мира по Аронофски
По трейлеру нового фильма Даррена Аронофски “мама!“ может показаться, что это очередной психологический триллер. Но на поверку оказывается, что это кино не такое простое, как кажется. Если трейлер приоткрывает лишь один занавес фильма, то при просмотре находишь второй, за которым это кино приобретает совсем другие краски и смыслы. Сюрприз для любителей неоднозначных фильмов!
(Внимание: в тексте могут быть спойлеры!)
Он и Она (Хавьер Бардем и Дженифер Лоуренс) живут в красивом доме вдали от людей. Он – известный писатель, Она – строитель, дизайнер. Его дом когда-то сгорел и сейчас Она восстанавливает его, пока Он ждёт вдохновения для написания очередной книги.
Начинается всё как стандартный ужастик: среди ночи в доме главных героев появляется незнакомец, и хозяин дома, к удивлению своей женщины, предлагает ночному гостю остаться на ночь у них. Дальше Ей не раз придётся удивиться тому или иному поступку своего мужчины, а количество незнакомых и странных людей в доме будет увеличиваться. Элемент инфернальности в “маму!“ вносит и сам дом, который будто живёт своей жизнью: дышит, кровоточит, пульсирует и скрывает в себе что-то жуткое.
Половина композиции – это крупные планы, и во всём фильме ни одного спокойного кадра.
Пружина напряжения начинает сжиматься с первой минуты и ближе к финалу выстреливает: ящик Пандоры начинает фонтанировать событиями: неожиданными, галлюциногенными, зубодробительными! Умиротворенная жизнь дома превращается в бесконечную череду кошмаров.
Во второй половине становится очевидной истинная сущность главных героев фильма: Он – Творец, Бог, Она – Дева Мария, Мать-Земля, и всех остальных – от ветхозаветных персонажей до младенца Иисуса. И далее по тексту: поклонение, дары, распятие, христианские бойни, “мы должны их простить“ и так далее. Много увидит тот, кто знаком с содержанием Библии. На фоне человеческой мясорубки самоуничтожение Матери-Земли и большой взрыв, показанные в фильме, видятся как прогноз недалёкого будущего. В этом плане актуальность “мамы!“ зашкаливает.
Что замечательно, это кино выглядит вполне состоятельным и как бытовая драма.
Мужчина психологически доминирует, женщина всё смиренно сносит, не получая отдачи от свой жертвенной любви и чувствуя себя всё более одинокой в этом неравном союзе, где Она только отдаёт, Он – только берёт.
Очень интересно, как менялись мои эмоции при виде одного и того же кадра:
в начале фильма вид измученной избитой героини Лоуренс, объятой огнём, вызывал содрогание и жалость. В финале та же картинка рождала иные чувства: облегчение и успокоение. Как говорят православные о покойнике: отмучилась. А Бог в фильме Аронофски эгоистичен и кровожаден, и уничтожит даже своих близких, чтобы иметь возможность творить дальше.
Аронофски не даст вам ни секунды покоя в течение двух часов фильма, не даст и после финальных титров. Эмоциональная встряска и вагон впечатлений зрителю здесь обеспечены: фильм “мама!“ ещё долго будет сидеть в вашей голове. Отличное кино. Обязательно посмотрите.