Что посмотреть. Александринский театр

Что посмотреть. Александринский театр

Александринский императорский театр, старейший национальный театр страны, в 1832 г. получил невероятно красивое здание, построенное К.И. Росси и выходящее на Невский проспект. Театр до сих пор очаровывает прекрасными фойе, обилием позолоты, пятиярусным залом с Царской ложей и Хранителями, как благоговейно называют капельдинеров, одетых в смокинги и белые перчатки и помогающих гостям не потеряться в этом великолепии. Александринка всегда отличалась особым статусом, а театралы нередко вздыхали, что “всем хорош наш императорский театр, но только вот покровитель искусств Аполлон на своей квадриге скачет из него на всех парах“. Моя бабушка, учившаяся в Ленинграде в начале 1950 годов, до сих пор вспоминает, как ей не нравились спектакли Пушкинского театра.

Гамлет  Дм. Лысенков

Да и в наши дни уже привычно негодование по поводу постановок В. Фокина, получившего, кстати, в 2008 г. “Маску“ за “возрождение Александринского театра“. Но и сейчас в нём есть, что посмотреть. Я составила свой рейтинг спектаклей. И, чтобы он получился чуть более объективным, попросила поучаствовать ещё двоих прекрасных театралов. Стоит оговориться, что эти прекрасные театралы, в целом, тоже любят Александринку. Хотя никто из нас однозначно не воспринимает все спектакли.

В основу мы положили метод, используемый Петербургским театральным журналом. Всего десять мест. Первое место получает десять очков, последнее – одно. Спектаклей, которые приняли участие, – тринадцать, это все спектакли большой сцены, кроме “Иванов“ и “Невского проспекта“. Первый уже не идёт, а про второй не понятно, будут ли его кроме фестивальных случаев показывать. Остальные спектакли репертуарные и более-менее часто можно увидеть.

В итоге получилось следующее:

Место Мой рейтинг Рейтинг 2 Рейтинг 3 Итого
1 “КСЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ“ “ЛИТУРГИЯ ZERO“ “КСЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ“ “КСЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ“ – 28
2 “ГАМЛЕТ“ “УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ“ “ГАМЛЕТ“ “ЛИТУРГИЯ ZERO“ – 23
3 “РЕВИЗОР“ “КСЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ“ “ДВОЙНИК“ – “ГАМЛЕТ“ – 21
4 “ЛИТУРГИЯ ZERO“ “РЕВИЗОР“ “ГЕДДА ГАБЛЕР“ “РЕВИЗОР“ – 18
5 “ГЕДДА ГАБЛЕР“ “ЖЕНИТЬБА“ “ЛИТУРГИЯ ZERO“ “ГЕДДА ГАБЛЕР“ – 17
6 “СЧАСТЬЕ“ “ДВОЙНИК“ “СЧАСТЬЕ“ “УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ“ – 15
7 “УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ“ “ГЕДДА ГАБЛЕР“ “ИЗОТОВ“ “ДВОЙНИК“ – 13
8 “ИЗОТОВ“ “ГАМЛЕТ“; “РЕВИЗОР“ “СЧАСТЬЕ“ – 10
9 “ЖЕНИТЬБА“ “ДЯДЯ ВАНЯ“ “УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ“ “ЖЕНИТЬБА“ –  8
10 “ЖИВОЙ ТРУП“ “ЧАЙКА“. “ДЯДЯ ВАНЯ“ “ИЗОТОВ“ –  7
11 “ДЯДЯ ВАНЯ“ –  3
12 “ЖИВОЙ ТРУП“ – 1; “ЧАЙКА“ – 1.

Про “Литургию Zero“ уже было рассказано в связи с лучшими премьерами Петербурга. Поэтому здесь я напишу про другие два спектакля, занимающих лидирующие места:

В. Леванов. “Ксения. История любви“.
Премьера: 27  февраля 2009 года.
Постановка: В. Фокин.
Сценография: А. Боровский.

Когда-то давно прекрасный Д. Боровский ставил в прекрасном театре на Таганке «А зори здесь тихие». Точнее, конечно, было бы сказать, что спектакль ставил Ю. Любимов… вместе с Д. Боровским. Но в данном случае я хотела написать именно про последнего. Я никогда не видела этого спектакля. И никто из моих знакомых его тоже не видел.. И было бы странно мне про него что-либо говорить. Но всё-таки я рискну сказать. Был там один замечательнейший факт. В «Зорях…», как вы знаете, все девушки умерли. И тут уж ничего не поделать. Потому что умерли они действительно. Вот Д. Боровский и предложил, чтобы на поклон девушки не выходили. А по лестнице на выходе стояли бы свечи, по каждой из этих умерших.

После просмотра “Ксении“ у меня возникло такое же чувство: ненужности поклонов и аплодисментов. Это удивительно петербургский спектакль, каких мало в городе. Написанная современным драматургом, эта история о живом, настоящем и очень важном. Ксения – особая для города святая. Но мало кто над этим задумывается. Я всё это к тому, что если вы ничего не знаете про Ксению, кроме того, что она есть, посмотрите. Даже если у вас есть предвзятое отношению к фокинским спектаклям, посмотрите. Даже если он вам в итоге не понравится. Не жалейте о потраченном времени. Это взгляд на историю. С разных сторон. С очень неоднозначных сторон.
Может, он спасёт от чего-то… мирского… прагматичного по отношению к святым, желания которым мы загадываем… не знаю, от чего спасёт… может, вообще не спасёт. А просто что-то расскажет.
Это всё равно очень хорошо… И очень немало.

У. Шекспир. “Гамлет“. Драматургическая адаптация В. Леванова.
Премьера: 16  апреля 2010 года.
Постановка: В. Фокин.
Сценография: А. Боровский.

Мои неясные ассоциации с фокинским Гамлетом: стихи М. Цветаевой, а конкретно, вот эти два. “Диалог Гамлета с совестью“ и “Офелия в защиту королевы“. И этот рассказ В. Дорошевича, который при первом чтении был признан мной гениальным.

Ценность слова, магия слова, сила слова… Оспаривается? Вопрос так даже не стоит. В спектакле шум, гвалт, игра музыкантов (не привычная для слуха и кажущаяся некрасивой; не фальшивой, а именно некрасивой), пляски, как на балу у Воланда. Появление тени отца Гамлета – как шутка двух споивших молодого принца придворных. И среди этого хаоса – коротенькие, небольшие словесные оазисы.

И в них ясно, ярко, лаконично, просто фактами: предательство Офелии, подлость взрослых, уже не говоря об убийстве… и одинокость Гамлета, с отчаянием повторяющего: “Блядство выдаёте за наивность“. Шекспир – это предельно честно. Честно и откровенно. И, наверное, потому так страшно. Очень страшно.

Смешно-смешно в своей неправдоподобности был убит Полоний. Нежно-нежно в своём трагизме погибла Офелия. Казалось бы, совсем короткий спектакль, совсем мало текста, а всё разжёвано до первопричин действий всех героев.

Жаль, что зрительный зал считает началом спектакля только момент, когда гасят свет. И действо, действо, идущее при всех огнях, тонет в гуле разговаривающей публики.
Впрочем, даже когда свет погас, ещё долго продолжалось шептание.

Спектакль – это всегда интерпретация. И не всегда привычная. Бессильная ярость Гамлета, обвинение королевы, которую В. Фокин не оправдал. Её, сильно любившую сына и не знавшую о попытке мужа сжить его со света, он сделал не просто соучастницей, а главным режиссером происходившего. Король лишь жалко бегал за величественной женой, которая жаждала смерти сына.

И ещё, совсем личные впечатления. Это очень нежный спектакль. Не сопливо-нежный… Но нежный невероятно, разрывающе. И эта нежность пробивается через адский скрежет упорно и со всех сторон.

Основной язык сайта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *