Аритмия отношений

“Собака Павла“ продолжает выискивать для вас интересные фильмы среди многообразия нового кино. Российский кинематограф у нас на особом счету, так что не обойдем вниманием новое творение Бориса Хлебникова “Аритмия“.

Режиссёр Хлебников появился на русском кинополе экспериментов лет 12 назад, и вместе с Кириллом Серебренниковым, Иваном Вырыпаевым, Петром Бусловым и другими подающими надежды коллегами по цеху вошёл в условный ряд режиссёров “новой российской волны“. Хлебников снимает малобюджетные социальные фильмы: например, его “Свободное плавание“ (2006) рассказывает про потерянное поколение 90-х, “Сумасшедшая помощь“ (2010) – про гастарбайтера в столице, “Долгая счастливая жизнь“ (2012) – про молодого фермера, поднимающего деревню.

Новое кино “Аритмия“, получившее в этом году главный приз “Кинотавра“, показывает нелегкую работу врачей скорой помощи.

На этой сюжетной канве разворачивается вторая история — межличностная: молодая семья медиков – Катя и Олег – переживает разрыв отношений. Режиссёр, не мудрствуя лукаво, пригласил на главную мужскую роль Александра Яценко, с которым часто работает, и не прогадал: второй приз “Кинотавра“ фильм получил за лучшую мужскую роль. В роль Кати очень удачно вписалась Ирина Горбачева – молодая актриса, ещё не снимавшаяся в “громком“ кино, и задействованная преимущественно в неизвестных мне сериалах. Для меня Ирина стала приятным открытием.

Много вы знаете фильмов про работу российских врачей, если не брать в расчёт комедийные сериалы, далёкие от реальности?

Мне ничего в голову не приходит. Наверное, Хлебников подумал так же и начал работать в этом направлении. “Аритмия“ видится честной попыткой показать работу российских медиков: с какими проблемами они сталкиваются, работая с разными пациентами, как пытаются бороться с абсурдными нововведениями “креативного“ руководства, одним словом – стараются делать своё дело и не нарушить клятву Гиппократу несмотря ни на что. За однобокую характеристику врачей создателей “Аритмии“ упрекнуть нельзя: медспециалисты в фильме показывают себя с разных сторон, так что вырисовывающаяся картина жизни тяготеет к объективности. 

Хлебников, как правило, снимает кино в провинции: местом действия “Аритмии“ стал Ярославль.

Правда, название города в фильме не проговаривается, определить локацию можно лишь по числу “76“ на номерах машин. Надо отдать должное и тому, как прорисованы отношения супружеской пары главных героев. Здесь дело даже не в нюансах, а в полутонах, которые большинству могут быть не видны невооруженным глазом. Олег – начинающий алкоголик и совершенно не заинтересованный в отношениях муж. Из числа тех, кто думает, что после женитьбы можно успокоиться и “забыть“ про жену, определив её в ранг говорящей мебели.

Многие мужчины, вероятно, подумают: “А что такого? У всех так“. Многие женщины, вероятно, скажут: “Хоть никакой, зато свой!“.

Но главная героиня, не желая мириться с апатичностью и незаинтересованностью мужа в отношениях, решает с ним развестись. И вишенкой на торте здесь становится то, что Олег никак не может понять, что не устраивает его жену, и говоря, что он же её любит, пытается вернуть Катю. В “Аритмии“ показана россыпь типичных ситуаций, возникающих у пар, когда мужчина уходит в свой эгоистичный кокон, а женщине остаётся либо попытаться “разбудить“ человека, либо смириться и  продолжить эти отношения, не менее патологичные чем аритмия сердца. При этом главной проблемой становится не факт возникновения такой ситуации, а то, что героиня её не проговаривает: у Кати есть эмоции, чувства, но нет ясных и прямых слов для Олега.

В итоге муж не понимает причину личностного бунта Кати, ведь подобные отношения возведены в статус “нормы“. Но есть надежда, что зритель поймёт.

Подруга во время просмотра не раз восклицала, что главного героя, кажется, писали с её бывшего. Я же не утерпела – полезла в интернет посмотреть, кто автор сценария. “Неужели сам Хлебников?“, – думала я, но не удивилась, узнав, что сценарий написала женщина. А именно небезызвестная Наталия Мещанинова, которая уже копала вглубь межличностных отношений в таких фильмах как “Еще один год“ и “Комбинат надежда“.

“Аритмия“ – хорошее крепкое российское кино. Да, топорное. Снимать тонко мы ещё не научились: пройдет, наверное, немало лет прежде, чем наш русский топор превратится в скальпель. А пока так: “Аритмия“ – честное кино о важном, а значит программу-минимум Хлебников выполнил.