Каждую осень в твоём городе

Каждую осень в твоём городе

Многие мои знакомые каждый год ходят на Манхэттенский фестиваль короткометражного кино. В этом году и я решила узнать, что это такое. До этого интереса к манхэттенским короткометражкам почему-то не испытывала. Наверное, потому, что не особо тянет смотреть короткий метр, равно как и читать рассказы. Душа просит масштаба и объёма. Окунаться так – надолго и с головой. Но сходила на показ и не пожалела.

Не сказать, что бы все работы были блестящие, некоторые выглядели откровенно сырыми, но темы, поднятые большинством авторов, мне приглянулись.

Немного истории из Википедии: кинофестиваль зародился  в Нью-Йорке в 1998 году на одной из улиц Манхэттена, когда будущий директор фестиваля Николас Мейсон устроил показ короткометражных фильмов своих друзей, установив экран на свой грузовик. Сейчас Манхэттенский фестиваль короткометражного кино объединяет более 200 тысяч зрителей из 250 городов на 6 континентах. С 2007 года эти короткометражки показывают и России, фестиваль принимают порядка 30 городов.

В общем, масштаб мероприятия впечатляет.

На входе в кинозал “Родины“ можно было взять программку фестиваля и анкету, чтобы потом проголосовать за понравившийся фильм и актёра/актрису. Я так, поняла, организаторы фестиваля выбирают разножанровые работы, чтобы охватить широкую аудиторию зрителей.

В одной связке здесь и социальные драмы, и черный юмор, и романтические комедии. Тут посмеялись, там утёрли слезу. Была одна анимационная работа. Всем сестрам по серьгам.

Итак, 9 короткометражных лент из разных стран и разного уровня реализации, попавшие в список финалистов фестиваля.

Начну в порядке возрастания оказанного на меня впечатления. Британскую короткометражку “Голова в мешке“ и американскую “Домашний покупатель“ можно отнести к категории “ужасы, черная комедия“. Они забавные и смешные. Интертеймент, всё дела. В первой главного героя показали мстительным мудаком, которого смерть обидчиков не примирили с ними, и он готов достать их с того света, чтобы наказать. Этой работе можно плюсануть за хороший саспенс. Во второй показали несчастную домохозяйку с мужем-абьюзером, которая не умея возможности реализовать себя и быть счастливой, целыми днями скупает вещи, рекламируемые по телевизору. И поскольку снимал эту работу мужчина (кстати, Дев Патель, сыгравший когда-то главную роль у Бойла в “Миллионер из трущоб“), то он акцентировал на последствиях проблемы, а не на её первопричине. Поэтому мне было не интересно, и работа прошла мимо.

Новозеландский мультфильм “Пожар в картонном городе“ хорош тем, что 8-ми минутная безнадёга, показанная в кадр, неожиданно находит счастливую развязку. Приём “Deus ex machina“ в действии. Умилительно. Трогательно.

Следующие две работы можно объединить в жанр “мелодрамы“. Героиня австрийская короткометражки “Лакримоза“ идёт по пути Алисы в стране чудес: попадает в сюрреалистические миры в поисках любимого. Смысл сказанного так же размыт, как картинка на экране. Что стало с молодым человеком, умер он или оставил героиню, неясно. Но фантазийный видеоряд режиссёрки Тани Майрич, как минимум, любопытен. Венгерский фильм “Шушутаж“ – выше всех похвал. Отличная история в отличном выражении. Двое переводчиков-синхронизаторов (шушутаж – разновидность синхронного перевода) работают в кабинке по время конференции, и от скуки пытаются узнать, кому из сидящих в зале они переводят речь спикеров. Финал прекрасный и грустный, как сама жизнь. Следующие три работы можно собрать в один комплект в жанре “социальная драма“: канадская короткометражка “Дикарь“, немецкая “Кто-то“, и работа режиссёрки Море Рача из Косово под названием “Она“. “Дикарь“ – история двух мальчиков, которая заканчивается трагически. На финальных титрах испытывала фрустрацию, споткнувшись об пресловутое “что же хотел сказать автор?“

Один из актёров – Феликс Гранье, несмотря на юный возраст, очень артистичен и харизматичен, и по итогам фестиваля фаворитом зрительского жюри стал именно он.

В короткометражке “Кто-то“ пожилая немка вспоминает на камеру, как в день взятия Берлина в их убежище ворвались русские. Эта история провозглашает акт прощения как единственно разумный выход из череды насилия, порождающего насилия, когда кто-то должен взять на себя решимость порвать эту цепь. Фильм транслирует банальную мысль, но такие мысли стоит повторять, чем больше, тем лучше, и воплощать в жизнь. В остальном эта работа выглядит сырой, и кроме идеи ничем больше не цепляет.

Косовская короткометражка “Она“ поднимает проблему бесправных женщин в этой республике. В центре внимания – мать и дочь. Одна – жертва мужа-“кухонного боксёра“, вторую собираются выдать замуж по договору.

Обе находятся во власти мужской половины своей семьи. Концовка фильма даёт крошечную надежду на то, что эти женщины смогут изменить ситуацию и уйти от патриархального гнёта, ведь сделать первый шаг у них получилось. Отличный месседж этой работы в том, что дочь видим в своей матери подругу по несчастью, и берёт с собой… в лучшую жизнь, как бы хотелось думать. Но насколько она вообще возможна, если ты живешь в мусульманской стране, где прав у женщин чуть больше, чем у собак? Наверное, поэтому финал фильма открытый. На титрах думала, что пожелала бы каждой женщине, попавшей в такую ситуацию, чтобы рядом с ней оказывались другие женщины, способные встать на их сторону и протянуть руку помощи: подруги, родственницы, знакомые или сотрудницы правозащитных организаций.

Все люди – сёстры. И скорей бы всем нам “проснуться“ от многовекового патриархального сна.

Но несмотря на актуальность темы, этому фильму не хватило художественной крепкости, чтобы попасть на первое место в моем рейтинге. И поэтому туда попала работа британца Маркуса Марку с интригующим названием “Два незнакомца, которые встречаются пять раз“. Эта работа на голову выше всех остальных фильмов-участников за счёт своей смысловой многогранности и качественной реализации. Ну и тема просто до слёз. Двое мужчин – Алистер и Самир встречаются у банкомата, где первый хамит второму, и по избитому клише в следующей встрече они оказываются в офисе крупной фирмы, где обруганный Самир оказывается потенциальным работодателем Алистера. Жизнь Алистера, не получившего работу, идёт по наклонной. Идею фильма можно лучше всего описать башкирской пословицей: “Ғүмер куласа, килтереп килеп бер баса“ (“Жизнь как колесо, однажды может наступить на тебя“). Мужчины встречаются ещё два раза, причём через большие промежутки времени, и каждый раз оба качественно меняются. Диалектика души героев во всей красе. Самая трогательная встреча героев – в пожилом возрасте.

В конце флешбэком нам показали, что они встречались и в детстве, и здесь становится ясно, что корни ксенофобии Алистера растут из воспитания.

Помимо этого в “Двух незнакомцах…“ затронуты темы прощения, милосердия, благотворительности, волонтёрства. Со всех сторон прекрасная работа. И неудивительно, что она стала фаворитом по итогам всемирного зрительского жюри!

Фото: автора.

Ева Айсын